Как-то
в одном журнале попалось мне любопытное сообщение. Если во время еды
человек ссорится, сердится или спорит, еда может принести ему только
вред. На пользу лишь то, что съедено при добром настрое и в радости.Израильский
врач-натуропат, обследовав множество своих пациентов, обнаружил, что у
некоторых из них ни разу в жизни не было желудочно-кишечных
заболеваний. Оказалось, это были те, кто перед едой и после нее читал
молитву.
Случайно ли это? Может ли состояние человека, его психический настрой передаваться через пищу - другому?
В
странах, где развито сыроварение, испокон веков существует обычай: там
не принято, чтобы женщина в свои критические дни входила в помещение,
где созревают сыры. Сыровары по опыту знают - это способно нарушить
процесс созревания, значительно замедлить его. Дело в том, что женщины
в этот период бывают раздражительны и возбудимы, а негативное
эмоциональное состояние человека подавляюще воздействует на жизнь
молочнокислых бактерий. В такие дни даже букеты, находящиеся вблизи
женщин, увядают быстрее. Оказывается, биологические объекты
воспринимают нервно-психическое состояние человека и болезненно
реагируют на него.
Убедительный эксперимент, позволяющий обнаружить
такое воздействие, провел канадский биолог Бернард Град. Он отобрал
трех подопытных и вручил им по бутыли с водой, попросив каждого
подержать их в руках с полчаса. Выбор был не случаен: двое пребывали в
тот день в депрессивном, подавленном состоянии, а третий был совершенно
здоров. Затем водой из трех бутылей полили три разных грядки, где уже
были посажены семена.
Когда взошли растения, их сравнили. Там, где
семена были политы водой из рук здорового человека, побеги были дружные
и высокие. На двух же других всходы оказались значительно ниже и хуже.
Впитав воду, растения, как видно, "восприняли" и подавленное,
угнетенное состояние этих людей.
Не открывается ли нам сегодня
заново то, что, оказывается, известно было издревле? Десять веков назад
настоятель Киево-Печерской лавры Феодосий Печерский принимал у себя
князя Изяслава. После беседы, повествует об этом летописец, гостя
угостили обедом, какой был в монастыре в тот день: подали хлеб,
чечевицу и немного рыбы. Поев, князь сказал Феодосию:
- Всех благ
мира полон дом мой, но никогда не ел я таких вкусных яств, как у тебя
сегодня. Слуги мои постоянно готовят разнообразные и дорогие кушанья, и
все же они не так вкусны. Прошу тебя, отче, поведай мне, отчего так
вкусны яства ваши?
Преподобный Феодосий отвечал князю:
- Когда
братия монастырская хочет варить, или хлебы печь, или другое что-либо
делать, то прежде всего идет один из них за благословением игумена.
После этого трижды поклонится перед святым алтарем до земли и зажжет
свечу от святого алтаря, и уже от той свечи разжигает огонь. И потом,
когда воду наливает в котел, говорит старшему: "Благослови, отче!" И
тот отвечает: "Бог да благословит тебя, брат!" И так все их дела
совершаются с благословением. А твои слуги, как известно, делают все
ссорясь, подсмеиваясь, переругиваясь друг с другом, и не раз бывают
побиты старшими. И так вся служба их в грехах проходит...
И в самом
деле, кому случалось вкусить монастырской пищи, приготовленной с
молитвою и любовью, тот знает необъяснимое ее отличие от всякой другой.
А вспомним времена изначальные: "Иисус, взяв хлеб, благословил, дал им..."
Очевидно,
вкушая блюдо, мы приемлем не только белки и углеводы, но в какой-то
форме и настрой, с которым кушанье было приготовлено и нам подано.
Не
потому ли то, что приготовлено дома, близким и любящим человеком, часто
бывает лучше любой ресторанной снеди и пищи, сколь угодно изысканной? И
пусть даже случится, что суп, приготовленный кем-то, вас любящим,
окажется пересолен или подгорит картошка, если делалось это с любовью,
любовь искупает все.Каждый перед едой волен молиться по любой своей вере - это всегда благо.ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА
ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ ПИЩИ
Отче
наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие
Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный
даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем
должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ
Благодарим
Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, Не лиши нас
и Небесного Твоего Царствия, но как посреди учеников Твоих пришел еси,
Спасе, прииди к нам и спаси нас.