Стул - от Древнего Египта до наших дней
Трон фараона и сиденье курула
Стул
изобрели в Древнем Египте, приделав к табурету спинку (прислон); так же
как и кресло, в которое преобразился стул, когда его снабдили
подлокотниками.
Стул и кресло в древних цивилизациях имели статус
трона. На сохранившихся в Египте древних фресках сидящими на них
изображены только фараон и его супруга, другие могли рассчитывать лишь
на табурет или скамью. Подавляющее большинство устраивалось на земле
или на полу, не испытывая при этом никаких неудобств.
Усопшего
фараона отправляли в Царство Теней вместе с его троном (наряду со
многими другими предметами, столь же необходимыми в загробном мире).
Знаменитый английский археолог Хоуард Картер, раскопавший в 1922 году
гробницу Тутанхамона (1400 лет до н.э.), среди прочих бесценных находок
обнаружил в ней изящный трон безвременно почившего, еще юным, фараона.
Другое
отношение к стулу сложилось в Древних Греции и Риме. Видимо, отдавая
дань земному притяжению, здесь сидячей позе предпочитали позу лежачую.
Тем не менее античная Греция стала родиной самого изящного стула в
истории мебели - клисмоса.
Но если судить по сохранившимся памятникам, стул этот был в основном в распоряжении прекрасного пола.
Древние
римляне и вовсе лежа ели, читали, писали, принимали гостей. Стульями
пользовались женщины, недужные и те, кто не мог обойтись без них по
профессии (хотя бы сапожники). Любимой мебелью мужчин были немудреные
лежанки - клине, заимствованные у тех же греков. В столовой
древнеримского дома их расставляли по три - в виде буквы "П" вокруг
небольшого столика - трапезы (и предмет, и слово - греческого
происхождения); поэтому и столовую древние римляне называли триклинием.
Мужчины устраивали здесь "симпосиумы", а попросту - пирушки, которые нередко с ними разделяли дамы отнюдь не семейного круга.
На
публике, в общественной жизни, преобладала сидячая поза. Важный
чиновник, курул, исполнял свои обязанности, сидя на складном табурете,
который носил за ним его раб. Курульный табурет был приравнен к
регалиям высшей власти.
Сиденье для особо почитаемых граждан римляне
называли биселлиум - рассчитанное на двоих, оно служило одному
человеку. Глава патрицианской семьи по торжественным поводам усаживался
на мраморное седалище солиум - домашний трон, украшенный резьбой и
опиравшийся на звериные лапы.
А курульному табурету суждена была
долгая жизнь. В VII веке король франков Дагоберт I облюбовал его для
своего бронзового с позолотой трона. И самое невероятное - трон этот
сохранился до наших дней; любой из читателей может увидеть его, если
попадет в Париж и посетит знаменитый музей Лувр. Человек стула
Древнеримская
традиция оказалась живучей. Настолько, что в ХIV-XV веках в складные
кресла, сделанные по типу курульных, уселись выдающиеся интеллектуалы
итальянского Возрождения. Сидя в них, предавался поэтическому
вдохновению великий Данте и готовил гневные проповеди Савонарола,
неистовый флорентийский монах, призывавший соотечественников предать
огню всю нажитую роскошь и сам сожженный на костре. В самом деле, кому
нужен живой укор совести?..
Кстати сказать, в Москве, в храме Христа
Спасителя, в самом его центре, на возвышении, на особом коврике -
"орлеце", установлен курульный табурет для Патриарха Всея Руси. Очень
похожий на своего античного "собрата".
На заре итальянского
Возрождения купцы облюбовали прочный сундук со спинкой - касса-панку.
Сидя на таком сундуке с деньгами, они чувствовали себя спокойнее в те
небезопасные для торгового люда времена. От касса-панки пошли и
сберкассы и банки.
Со средних веков неким символом стал стул из трех
досок: одна служила спинкой и задней опорой одновременно, другая -
передней опорой, третья - сиденьем. Виртуозная художественная резьба и
инкрустация делали даже такие вроде бы простенькие стулья
произведениями искусства. Подлинные образцы их экспонируются и в наших,
и в зарубежных музеях.
Удобный или не очень, роскошно отделанный или
скромный, стул продолжал нести функцию общественного престижа. Недаром
английское слово chairmen (председатель) буквально переводится как
"человек стула". Лорды в британском парламенте снабжали свои стулья
откидной доской с запором, чтобы никто не покусился на их место.
Наши
предки больше ценили в вещах знаковые функции. Удобства были на втором
плане. До ХVIII века низкий табурет соответствовал гражданским
добродетелям, а трон - мировой славе. Разбитая герцогиня
В
Европе ХVI-ХVII вв. стульям и табуретам были поручены важные роли в
дворцовом ритуале. Во время приемов на стулья с подушками могли
рассчитывать только члены королевской семьи. Знать размещалась на
табуретах. Для менее родовитых дворян расставляли складные табуреты. Все остальные на королевских приемах оставались стоять.
Французский король по своему выбору даровал придворным дамам "право табурета", то есть разрешение сидеть в его присутствии.
Образец
сиденья эпохи барокко - испанский стул, весьма претенциозный на вид и
очень неудобный, с высокой прямой спинкой и низко расположенным
сиденьем; он обрекал на мучительную позу во время многочасовой
церемонии...
Дома знати обставлялись креслами "шез а до" (chais a
dos), c высокими спинками и "съеж ба" (siege bas), с низкими сиденьями;
дежурными круглыми табуретами "плясе" (placet) и складными стульями
"плюоян" (ployant по-французски "гибкий").
Ближе к ХVIII веку нравы смягчаются. Появляется шезлонг (по-французски chaise longue - "длинный стул").
Началось
все с того, что французский король Людовик ХIV решил навестить одного
из своих маршалов, получившего ранение в бою. Но королю не пристало
сидеть - и тем более стоять - у постели подданного, хоть и больного.
Чтобы не уронить чести монарха, ему срочно соорудили нечто вроде
лежанки. Вскоре после этого шезлонг стал дневным ложем аристократов, и
прежде всего аристократок.
А мебельщики изощрялись, угождая
заказчикам. Появились "дюшесс эн бато" (duchesse en bateau) - шезлонги
в виде лодки. Конкурецию им составила "разбитая герцогиня" ("дюшесс
брисе" - duchesse brise), названная так потому, что составлялась из
двух кресел и мягкого табурета между ними. Мебель удобная, красивая,
изящная - увы, сегодня мебельщикам не удается подняться до таких высот:
конвейер и поток противопоказаны красоте и качеству. От стула виндзорского к стулу венскому
В
век Просвещения (ХVIII век) светский человек узнал позу отдыха,
интереса (зрелище!), стал различать позу дежурную, церемониальную,
официальную. Центр мебельной моды смещается из Франции в Англию, где
заявили о себе ее новые законодатели - такие корифеи, как Чиппендейл,
Хипплуайт, Шератон, братья Адам.
Стул Чиппендейла - это классика,
оживленная прихотливым стилем рококо и дальневосточными мотивами.
Элегантность в сочетании с основательностью вообще характерны для
английского дизайна.
Большой удачей англичан стал виндзорский стул,
поначалу задуманный как кухонная мебель. В нем впервые пошли в дело
гнутые деревянные детали, что позволило больше века спустя на другом
конце Европы перейти на индустриальные методы производства мебели.
Виндзорские стулья пришлись ко двору и в США. Устроившись в виндзорском
кресле, Джефферсон сочинил проект Декларации независимости Соединенных
Штатов Америки (1776 год) и четверть века спустя стал третьим
президентом этой страны.
С начала ХIХ века имперские амбиции
Наполеона делают мебель громоздкой и напыщенной. Сиденья уподобляются
египетским и римским тронам, кровати - катафалкам. Но со временем - уже
после падения Наполеона - ампир переродился в приятный во всех
отношениях художественный стиль "бидермейер". Добротный, комфортный,
уютный.
России от него достались кресла "корытце" и "жаба"
(по-французски crapaud), так располагавшие к уединенному отдыху и
неторопливой беседе у очага.
В петербургском салоне "лучшего тона"
1840-х годов можно было увидеть "разбросанные по цветнику ковра разные
седалища vis-a-vis (визави - диванчик со спинкой в виде буквы "S". -
К.Б.) и лежанки на рессорах, с пружинами, ножками на колесцах, для
удобства подъезжать друг к другу, с винтами для Унижения и
возвышения..." Так, не скрывая восторга и умиления, описал современную
ему модную мебель Александр Вельтман в очерке "Приезжий из уезда, или
Суматоха в столице".
Тогда в России вошла в силу мебельная фирма
Гамбсов. В 1810 году Генрих Гамбс получил титул придворного мебельщика
и в Санкт-Петербурге, на Невском, завел роскошный магазин. Ореховыми
стульями и креслами фирмы (уже после смерти отца-основателя) были
обставлены многие барские дома второй половины ХIХ века. В гамбсовом
кресле сиживал Павел Петрович из тургеневских "Отцов и детей".
Революцией
в стульном деле стала середина ХIХ века (уже позапрошлого). В Вене
объявился столяр Михаил Тонет, который разработал технологию
производства мебели из гнутого бука с применением типовых элементов.
Это открыло дорогу индустриальному ее производству. До конца ХIХ века
фирма "Тонет" выдала "на гора" 50 млн стульев. На них сидели в Париже,
Берлине, Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке - практически по всему
миру. Недаром венский стул назвали "лонгселлером" (долгожителем). Он
выпускается и сегодня, непринужденно вписываясь почти в любой
интерьер...