Похвала шляпе
Каждая
вещь, даже самая простая - будь то, например, шляпа или пальто,
перчатки или зонтик, имеет свою историю. В рубрике "Исторический
магазин" мы расскажем вам о происхождении простых вещей.Что
значит шляпа для женщины? Наверно, нет надобности проводить всенародный
опрос. Без шляпы многие чувствуют себя раздетыми и беззащитными.
Как
бы то ни было, шляпа на голове обретает неожиданные и ценные свойства.
По ней можно судить об амбициях, представлениях о красоте, вкусах,
социальных претензиях. О духе времени, наконец.
У кого шляпа выше
Шляпный
облик Европы вырабатывался веками. Особенно экстравагантные черты он
стал обретать после крестовых походов XI-XIII вв. Воители Святой Земли
и Гроба Господня привозили с Ближнего Востока диковинного вида
остроконечные колпаки и тюрбаны, поражавшие воображение средневековых
дам.
Активнее других повели себя бургундские аристократки. Колпаки
они переделали в высоченные эннены, обтянув их шелком, бархатом или
парчой, снабдив свисающей до земли вуалью. А тюрбанам суждено было
стать причудливыми шаперонами многочисленных разновидностей. Известно,
что во времена абсолютизма судьба любых нововведений всегда зависела от
благосклонности монарха, его супруги или фаворитки. Поэтому достаточно
было французской королеве Изабелле Баварской (конец XIV века) водрузить
на голову эннен и мило улыбнуться своему повелителю, как все возражения
отпали сами собой. Несмотря на ожесточенное сопротивление церкви
сарацинским нарядам, началось неуемное соперничество придворных дам.
Король разрешил принцессам носить эннены в два локтя (по-нынешнему,
около метра); придворные дамы могли себе позволить только 1-1,5 локтя
(до 75см). Кавалеров отнюдь не радовала перспектива выглядеть карликами
рядом с дамами в энненах, и тогда они обзавелись шляпами наподобие
сахарных голов.
Дорогая шляпа была желанным подарком. Герцог
Бургундский в 1371 году в благородном порыве презентовал герцогине
шаперон, отягощенный шестью сотнями крупных жемчужин и расшитый
жемчужными узорами. Зато "ведьм" и "волшебников" в средние века
выставляли на позор и отправляли на костер в высоких остроконечных
колпаках, расписанных языками пламени и чертями. Даже в США еще недавно
на головы провинившихся школьников одевали бумажные колпаки.
Пуф чувствительности
Мода
прошлых эпох в долгу у фавориток. Как-то мадемуазель Фонтанж, подруга
французского короля Людовика XIV, проезжая по лесу на лошади, задела за
ветку дерева и растрепала прическу. Не растерявшись, юная красавица
подняла волосы, закрепив их подвязкой от чулок. И тут же стала автором
новой прически, очень понравившейся Королю-Солнцу.
Прическа "а-ля
Фонтанж" украшала головы европейских модниц около ста лет и была в
большом фаворе даже в России. Постепенно фонтанж и головной убор
составили одно целое - с кружевами, лентами и вставными локонами.
Выдающимся
мастером таких причесок проявил себя куафер (парикмахер)
Марии-Антуанетты (супруги Людовика ХVI) месье Леонар. В своих творениях
ему удавалось выразить причудливую гамму дамских эмоций. Его
шляпы-прически назывались: "пуф чувствительности", "тайна",
"сладострастная" и множество других в том же духе. Прическу королевы он
однажды украсил моделью фрегата - в честь победы французов на море.
Сумасбродство всемогущей заказчицы искупалось ее патриотизмом, что не
помешало кровожадным вождям революции в 1793 году лишить ее головы.
Вместе с прической... Высокие прически, парики и головные уборы мешали
жить: в карете или портшезе (крытых носилках) они упирались в потолок,
вынуждая принимать самые неудобные позы. Дошло до того, что каретные
мастера в панике бросились переделывать экипажи. Спас
положение уже знакомый нам придворный куафер Леонар. Он исхитрился
снабдить парики и прически легким стальным каркасом. Его можно было
сложить или расправить нажатием кнопки. Аналогичный складной каркас
имели в то время и необъятные юбки. Позднее тот же принцип использовал
шляпник Жибю, создав складной цилиндр, названный шапокляком.
Революция,
террор якобинцев, директория, тирания Наполеона, нескончаемые войны не
помешали на рубеже ХVIII и XIX вв. удивлять мир шляпным изобилием. В
массах жила фанатическая вера в возможности шляпы. По свидетельству
современника, парижанке нужно было иметь триста шестьдесят пять
головных уборов, столько же пар обуви, шестьсот платьев и двенадцать
сорочек. Речь, разумеется, шла о дамах с достатком.
Время вносило
свои коррективы, и утро теперь встречали в батистовом чепце, а на
дневную прогулку выходили в "шапо-капо" - практичной шляпке с жесткими
полями. Чтобы дополнить вечерние туалеты, вспомнили о тюрбанах.
Повальным стало увлечение шляпами-кибитками с полями, напрочь
закрывающими боковой обзор. А может быть, и кругозор? Едва освоив
классические образцы и античную простоту, мода снова проявила тяготение
к шляпам, сплошь покрытым цветами, лентами и воланами. Как будто
затосковав по эпохе навороченных фонтанжей.
Корона замужества
На
Руси древний обычай предписывал замужней женщине скрывать свои волосы.
Тяжким грехом было показаться на люди простоволосой. Девушки носили
косы и с распущенными волосами могли явиться только под венец.
На
праздники они надевали "девичью красу", состоявшую из твердого лубяного
очелья, обшитого парчой или шелком, унизанного бисером и украшенного
бумажными цветами.
А рогатую кику (кичку) называли "короной
замужества". С кикой не расставались ни в праздник, ни в будни, в ней
даже косили и пахали. Поверх кики надевали сороку - яркий чехол из
крашенины; у праздничной кики сорока была из кумача или малинового
штофа. Кику с белой сорокой носили вдовы.
К свадьбе готовили белую
фату и корону (коруну, или конуру). Расшитая, украшенная жемчугом,
парчой, каменьями, она была недоступна каждой крестьянской семье.
Случалось, на всю волость была одна только коруна, и ее брали напрокат,
расплачиваясь зерном, скотом и т.п.
Долой шляпы?
В пику
гонителям и хулителям, шляпы на рубеже ХIХ-ХХ вв. обрели воистину
скандальные размеры и формы. Их поля достигли полуметра, игнорируя
общественное порицание.
Другая разновидность шляпы эпохи зрелого
модерна - симбиоз чепчика с цветочным горшком. Но публику довольно
быстро перестали смущать нелепые формы, ассиметричные поля. Моде
проивопоказаны логика, и великий французский кутюрье начала ХХ века
Поль Пуаре ворвался в ее мир со своими экзальтациями на восточные темы.
Дамы прощались с корсетами и турнюрами, а их головы украсили тюрбаны
одалисок.
Шляпы стали отягощать фиалками, камелиями, букетами и
перьями экзотических птиц; в ход пошли даже чучела. Всполошились
защитники природы, поднялось мощное движение протеста. Ведь только во
Францию для украшения шляп ежегодно ввозили тоннами птичьи перья -
цапли, страуса, многих тропических птиц. В защиту птиц поднял свой
голос президент США. В лучших домах Англии отказывали в приеме дамам,
осмелившимся носить шляпы с перьями. А поборники гигиены и вовсе
заявили: "Долой шляпы!".
Так начинался XX век, который потом вновь и вновь удивлял мир шляпными причудами...