У
любителей живописи радостное событие: в залах Третьяковской галереи на
Крымском валу открыта уникальная выставка: "Русские амазонки" - из
коллекций отечественных музеев. Впервые ценители русского авангарда
могут в такой полноте познакомиться с творчеством женщин-художников
этого направления: Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой
и других. В этом же ряду имя Александры Экстер, замечательной художницы
начала ХХ века.В 1910 году Анна Андреевна Ахматова в письме к Валерию Брюсову послала свое стихотворение "Старый портрет"...
Тонки по-девичьи нежные плечи
Смотришь надменно-упрямо...
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.
Возле на бронзовом столике цитра,
Розы в граненом бокале.
В чьих это пальцах дрожала палитра
В этом торжественном зале?
Ахматова посвятила эти строки своей подруге - художнице Александре Экстер.
В
1901 году 19-летняя Ася Григорович, дочь киевского чиновника,
определила свою профессиональную судьбу, поступив вольнослушательницей
в киевское художественное училище. Через два года состоялось ее личное
счастье. Она вышла замуж за своего кузена Николая Экстер, молодого
преуспевающего адвоката. Молодожены поселились в Киеве в собственном
доме, в мансарде которого Александра устроила свою художественную
мастерскую. Семья Экстер жила на широкую ногу. Правда, друзья
Александры, художники-футуристы, часто у нее гостившие, вносили резкий
диссонанс в светский тон дома, но хозяин, уступая богемным привычкам
жены, в ее жизнь не вмешивался и ничему не препятствовал.
Среди
молодых художников появилось новое имя - Александра Экстер. В 1910-е
годы она участвовала во всех авангардных выставках. Фамилия Экстер
называлась рядом с именами Малевича, Кандинского, Шагала, Поповой,
Татлина. Александру часто сравнивали тогда с амазонкой за ту
воинственность, которую она неизменно проявляла во всех дискуссиях и
спорах о современном искусстве.
В 1907 году во время своей первой
поездки во Францию А. Экстер познакомилась с П. Пикассо и увидела его
необычное для того времени произведение "Авиньенские девицы". Художница
сразу почувствовала те грозовые заряды, что ощущались в воздухе
искусства. Буквально через год-полтора они разразились настоящими
молниями - лавиной кубистических полотен Пикассо и Брака. Идеям кубизма
суждено было коренным образом изменить очень многое в дальнейшем
творчестве Экстер. Художница увлеклась написанием кубистических
городских пейзажей. Образы городов в ее картинах созданы из четких,
пластических форм, и кажется, стоит вынуть одну деталь, одно звено - и
все разомкнется и рассыплется.
Однако кубистическая живопись Экстер
никогда не переходит предела, за которым возможны были хаос, буйное
торжество освободившихся форм. Искусствовед Я. Тугенхольт, который один
из первых оценил талант Александры Экстер, тонко подметил суть ее
городских пейзажей: "Картина "Венеция" Экстер, это не вид города, это
новая Венеция - расчлененная, разложенная на составные формы и
сложенная заново. Это смысл Венеции". Сравнивать "Венецию" Экстер с
действительностью бесполезно - на картине нет и намека на известные
опознавательные знаки города. Перед нами размышление художника о
городе, осмысление его ритмов и композиций.
Живописный образ картины "Венеция" оказывается близким поэтическому звучанию стихов О. Мандельштама:
Тяжелы твои, Венеция, уборы.
В кипарисных рамах зеркала.
Воздух твой граненный.
В спальне тают горы
голубого-дряхлого стекла.
2
ноября 1916 года в Камерном театре под руководством А.Таирова
состоялась премьера "Фамиры Кифареда" по пьессе И. Анненского. Этот
день вписал имя Александры Экстер в историю театра. И что
бы ни ожидало в дальнейшем художника, на каких бы поворотах ни оказался
театр XX века, спектакль, сыгранный ноябрьским вечером на Тверском
бульваре в Москве, не уходил никогда из поля зрения исследователей и
практиков сцены. Почти три четверти века он приковывает к себе
внимание. Фотографии таировских мизансцен и листы эскизов Экстер перед
глазами у всех. Спектакль продолжает жить - в воображении, в
разгадывании и догадках.
В воспоминаниях А. Коонен (примадонны
Камерного театра и супруги режиссера А.Таирова) есть рассказ о начале
работы над этим спектаклем. "Как-то Таиров был в гостях у художников
Гончаровой и Ларионова. На следующий день он сообщил мне: "Я провел
ночь с замечательной женщиной! Ею оказалась художница Александра
Экстер". Таиров долго, горячо рассказывал мне о ней. Он говорил, что
почувствовал в ней художника, близкого его творческим поискам".
Оформление
спектакля произвело эффект разорвавшейся бомбы. Критик А. Эфрос назвал
декорации "торжественным парадом кубизма". И это было очень точно:
кубизм действительно торжествовал, праздновал свою победу. Живопись
Экстер наконец дождалась своего часа. Освобожденная, сорвавшаяся с
холста, она отправилась владеть пространством, царить в нем. Художница
придумала не только макет декораций, ею были созданы костюмы и грим
персонажей. Она формировала не только пластику лица, но и подчеркивала
мускулатуру ног и рук, акцентировала мышцы тела актера. Такой грим
"лепил героя", придавал его облику скульптурную четкость.
Вслед за
этой великолепной работой Экстер оформляет следующий спектакль -
"Саломея" по пьесе О. Уайльда. Режисер А. Таиров не смог скрыть своего
восхищения от произведений художника. Влюбленный в ее работу, с
каким-то неутихающим восторгом он так описал декорации к спектаклю:
"Когда в мелодию начавшегося действия внезапно, как грозное
предостережение, врывается звенящая медь иступленных пророчеств
Иоканаана, перед зрителем раздвигается черно-серебряная завеса и
открывает роковой водоем. Далее, когда накопившаяся по мере развития
действия энергия получает воплощение в возгласе Саломеи: "Я буду
танцевать для тебя, тетрарх", - алчный вопль радости исторгается из
груди Ирода и на сцене появляется окровавленный пьяными лучами красный
занавес пляски и смерти". Из этих темпераментных строк совершенно
понятно: человек, его эмоции и среда в спектакле были слиты в единое
целое.
В Камерном театре Экстер оформила еще один спектакль - "Ромео
и Джульетта". Эта работа оказалась последней совместной постановкой
Таирова и Экстер. Почему так счастливо нашедшие друг друга художники,
долгие годы общавшиеся друг с другом в мыслях и письмах, почему они
больше не встретились на подмостках? Можно строить гипотезы, выдвигать
версии, говорить о житейских обстоятельствах, но бесспорно одно:
Камерный театр даровал Экстер всемирное признание.
А потом наступил
страшный в ее судьбе 1918 год. Весной Киев оккупировали немцы. Летом
умер муж. В 1920 году она решила переехать в Москву. Обратилась за
помощью к А. Таирову. В письме к нему Экстер писала: "Вот скоро два
года как мы не виделись, и эти два года кроме несчастья в моей личной
жизни ничего не принесли. Знаете, свекор мой оказался
величайшим негодяем. Он взял у меня все и даже не отдает моей живописи,
и меня не впускает к нам на квартиру. Месяц тому назад он повенчался.
Как видите, есть люди, не теряющие расположение духа несмотря на горе".
А.Таиров
помог Экстер. Теперь она работала для московских театров, выполняла
эскизы костюмов, преподавала во ВХУТЕМАСе, сотрудничала с Мастерской
современного костюма. Скульптор Вера Мухина вспоминала об этом времени:
"Мы с Александрой Александровной Экстер старались заработать.
Придумывали делать пояса и шляпки из рогожи. Красили, отделывали их
горохом - получались удивительные вещи". Александра Экстер в 1923 году
с группой ведущих художников-модельеров страны работала над созданием
парадной формы Красной Армии. В Москве она вышла замуж за Г. Г.
Некрасова, драматического актера. По воспоминаниям Веры Мухиной, "Жорж
Некрасов был очень ласков, очень добр и нежен. Он очень любил
Александру, обожал ее, но он был не рабочий человек. Александра
Александровна представляла в доме мужское начало, зарабатывала она, а
он был хорошей домашней хозяйкой".
В 1924 году Экстер и Некрасов
переехали жить во Францию и поселились под Парижем. В эмиграции она
остается той же деятельной натурой: преподает в Академии современного
искусства, работает над театральными и кинематографическими проектами.
В 1930 году в Париже выходит в свет альбом, посвященный ее творчеству.
Перед войной Экстер посещают старые друзья - А. Таиров и А. Коонен. А.
Коонен вспоминала: "Очень тяжела была наша последняя встреча в ее
маленьком домике, утопавшем в кустах мелких вьющихся роз. Мы уже знали,
что она хворает... А между тем творческая энергия Экстер била ключом...
Грустно улыбаясь, Александра сказала:
- Чтобы пробиться сейчас в Париже, помимо таланта, нужны здоровье, молодость и... деньги.
Она
провела нас в небольшой закуток, где стояла потрясающей красоты
керамическая посуда, поражающая глаз прекрасно преображенными в
кубистическую форму украинскими мотивами.
- Вот это мое богатство, -
весело сказала Экстер, - товар, дающий мне деньги на жизнь. Очень
тяжело было расставаться с Александрой Александровной, ведь нас
связывала большая человеческая дружба. Особенно тяжело было потому, что
где-то билось тревожное предчувствие, что видимся мы в последний раз.
Так оно и случилось".
17 марта 1949 года А.А. Экстер скончалась в
Фонтене-о-Роз и была похоронена на местном кладбище. На могиле
установили каменный надгробный памятник, который был спроектирован А.
Экстер для могилы мужа. На бронзовом кресте высечено:
Григорий Некрасов-Экстер, драматический актер. 1878-1945
Александра Экстер, художник 1882-1949
Судьба
и характер - это разные названия одного и того же понятия, и Александра
Экстер мужественно следовала своей судьбе, потому что не могла изменить
своему характеру. Она не стремилась к первенству и превосходству над
другими, но знала и ощущала силу в себе самой. А. Экстер не вела
дневника, не писала мемуаров, сохранилось совсем немного ее писем. Но
жизнь художника легко представить в движении - красноречивее дневников
о ней рассказали ее произведения.