В
начале года Государственная Третьяковская галерея показала зрителям
произведения, которые она приобрела за последние пятнадцать лет.
Собрание крупнейшего российского музея огромно: более 800 тысяч
экспонатов. Сейчас оно увеличилось еще на несколько сот. В каталог
выставки "Новые поступления" вошли 584 произведения русского искусства
ХVIII - начала XX века: живописи и скульптуры.Как
пополняется художественный фонд галереи? Прежде всего это дары людей,
собравших у себя ценные произведения искусства. Многие из дарителей
долгие годы были друзьями музея, консультировались у его сотрудников,
посещали нашу библиотеку и фонды, а потом завещали свои собрания
(полностью или частично) Третьяковке. Именно так к нам поступили
произведения из коллекций Норцова, Аржаникова, Горшина, Белякова,
Пьянковой, Шаршуна, Киселевой и других. От правительства Москвы галерея
получила в подарок картину знаменитого Айвазовского. Постоянно нам
помогает Министерство культуры России. Нефтяная компания
"Сургутнефтегаз" часть своей прибыли направляет на дела
благотворительности и меценатства. Московскими строителями во дворе
сносимого дома была случайно найдена работа европейского скульптора
ХVIII века "Портрет неизвестной". Скульптура также передана в галерею.
Низкий поклон всем!
Основным
источником пополнения наших запасов остается закупка. Какая это
радость, если нам удается приобрести работы известных мастеров:
Сурикова, Крамского, Перова, Репина, Поленова, семейства Маковских,
Левитана и Рябушкина, Серова, Сомова. Но много внимания мы уделяем и
поиску произведений, заполняющих "белые пятна" нашей коллекции. К нам в
музей нередко обращаются с предложением купить ту или иную картину.
"Всплывшее" из прошлого произведение внимательно изучается. В старых
каталогах или архивах, при встречах с коллекционерами наши сотрудники
ищут следы той или иной картины, скульптуры. Работа кропотливая. Порой
на получение сведений, укладывающихся в 8-12 строк каталога, уходят
годы поиска. И только после этого вопрос о приобретении его
рассматривается на заседании закупочной комиссии и директорате галереи.
Редкой
удачей, например, стала покупка детского портрета XVIII века "Девочка с
птичкой". Обычно моделями для художников того периода служили взрослые,
такие портреты создавались не часто. Впервые это полотно неизвестного
художника было показано в 1912 году в Петербурге, на выставке
"Ломоносов и елизаветинское время". Уже тогда предполагали, что картина
написана Иваном Вишняковым. Известно, что в 1739-1761 гг. он возглавлял
"живописную команду" Канцелярии от строений, украшавшую императорские
дворцы. Портреты его кисти редки. После революции "Девочка с птичкой"
исчезла. Лет пятнадцать тому назад ее увидели у одного москвича и
купили. Декоративно исполненный (красное платье на темном фоне, лежащая
рядом с рукой пышная роза) портрет, возможно, донес до нас черты малолетней дочери сенатора Пуговишникова.
А
вот приобретенный в конце 1980-х годов очень красивый натюрморт "Цветы
и фрукты" первой половины XIX века пока остается под безымянным
авторством. Но, возможно, все впереди...
Порой за художественными
произведениями открываются нам увлекательные исторические сюжеты,
интереснейшие человеческие характеры. Вот, например, в Париже в XVIII
веке выдающийся ваятель Федот Шубин исполнил в мраморе парные портреты
супругов Н.А. и А.Е. Демидовых. Владелец рудников и заводов "Каменного
пояса" на Урале и в Сибири, Демидов был баснословным богачом.
Путешествующую по Европе семью Демидовых принимали короли, королевы,
папа римский. Но нередко за их внешней почтительностью таилась
замаскированная усмешка - "русские варвары". Демидов улавливал эту
иронию и довольно изощренно издевался над чванливой, но нищей, по
сравнению с ним, "иностранщиной". Если кто-либо из салонных
собеседников вслух восхищался какой-то картиной, лошадью или ценным
предметом, то на следующий день его как бы "невзначай" приглашали в дом
или на конюшню Демидовых - полюбоваться новым приобретением. Не
случайно и свои портреты он заказал в 1772 году не знаменитым
французским мастерам, а земляку Шубину. В XIX веке "мраморы" очутились
в Италии. Они принадлежали потомку Демидовых - Анатолию Демидову. Тот в
свою очередь заставил говорить о себе всю Европу после того, как за
колоссальные деньги купил княжество Сан-Донато и стал европейской
владетельной особой. Позднее скульптуры исчезли из вида. Долгое время
они считались утраченными, пока в 1969 году на вилле Пратолино близ
Флоренции их не увидел художник Павел Корин. Только в 1975 году
портреты Демидовых, оказавшиеся уже в Швейцарии, вернулись на родину.
Радостным
приобретением Третьяковской галереи оказалась майолика "Егииптянка" М.
Врубеля. Недолго он творил в организованной знаменитым Саввой
Мамонтовым майоликовой мастерской. Потом в литейных формах, оставшихся
после художника, было выполнено немало других отливок. Но, в отличие от
поздних повторов, именно это произведение "Егииптянка" лишено
"смазанности" пластической формы. Скульптуру вполне можно считать
работой, вышедшей непосредственно из-под рук гениального мастера.
Особое
внимание мы уделяем собиранию произведений художников, закончивших
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С тридцатых годов ХIX
века оно стало в древней столице главным центром
художественного образования. На выставке новых поступлений мы показали
картины "Бабушка и внучка" (1839) и "Подача милостыни" (1842) М.
Мохова, "Мальчик с книгой" (1855) П. Петрова, картины малоизвестного
живописца И. Батюкова. Никогда ранее не был представлен в нашей
коллекции интересный, но рано умерший живописец В. П. Дриттенпрейс
(1878 - после 1911 г.). После училища он окончил Академию художеств,
затем жил и работал в Москве. Его произведения экспонировались на
выставках "Мира искусства", "Голубой розы". Теперь Третьяковская
галерея обладает его картиной "Аллегорическая сцена".
Московское
художественное училище окончил и Н. Богданов-Бельский. Его учителями
были Поленов, Маковский и Прянишников. Его картина "У дверей школы"
(1897), известная по школьным учебникам, можно сказать,
автобиографична. Нищего деревенского побирушку пожалел сельский
учитель. Он научил подростка грамоте и счету, помог стать художником.
Многие полотна мастера - члена Товарищества передвижников и академика
живописи - посвящены деревенской детворе. Одна из них - "Дети за
пианино". Художник со знанием дела изображает крестьянскую избу. Как
всегда, он мастерски строит композицию, световое и цветовое решение. Но
почему рядом с деревянной кадушкой - пианино? Откуда в избе роскошное,
пушкинской поры кресло? Ключ к разгадке - дата создания картины: 1918
год. Тогда многое перекочевало из разоряемых барских усадеб в
крестьянские избы. Вот и тут: в сосредоточенном восхищении собралась
вокруг старинного пианино деревенская детвора. Новые горизонты, новые
мечты волнуют детское воображение.
Не ослабевает интерес научного
коллектива и к пополнению наших коллекций работами мастеров
академической школы. Не одно поколение пейзажистов воспитал профессор
Академии художеств Максим Воробьев. Среди его учеников - самые
прославленные сегодня имена: Айвазовский; Боголюбов, офицер флота,
ставший известным художником; братья Чернецовы - некоторые их
замечательные работы были представлены на выставке новых приобретений
галереи. Русские художники учились у своих профессоров не только
Мастерству живописи. Однажды братья Чернецовы встретили крепостного
мальчика, у которого заметили явный талант к рисованию. Сами выходцы из
бедной семьи, они понимали нужду и жизнь подневольных людей. В 1841
году они выкупили подростка у помещика. Антон Иванов научился
профессионально рисовать, и в 1846 году Чернецовы взяли его с собой в
Италию. Здесь и родилась его
картина "Русские песенники в Риме". Художник запечатлел на полотне
интересную жизненную сцену: окруженные толпой слушателей в
разноцветных, ярких рубахах певцы исполняют народную песню перед
попавшими в Вечный город соотечественниками. Далеко вдали виден купол
собора св. Петра, плывет, звенит под сияющим итальянским небом
задушевная песня, напоминая о Родине!
Начало замечательной традиции
собирать живописные портреты великих людей Отечества положил сам П. М.
Третьяков. Эту традицию галерея продолжает и поныне.
Портрет
знаменитого врача-терапевта и общественного деятеля С. П. Боткина был
написан И. Крамским в 1881 году в Петербурге. (Отметим, что сам П. М.
Третьяков состоял в родстве с Боткиным, его дочь Александра вышла замуж
за сына Сергея Петровича, тоже врача). В 1991-м решением руководства
Московской городской клинической больницы имени С. П. Боткина этот
портрет был передан в галерею. В 1995-м собрание музея пополнилось
портретом известного историка Д. Иловайского (1832-1920), выполненным
В.Шервудом в 1882 году. По учебникам всеобщей и русской истории
Иловайского выучились многие поколения русской молодежи.
Одно из
недавних приобретений - покупка портрета поэта "серебряного века" Н. С.
Гумилева. Кто из нас не восхищался его романтическими стихами из цикла
"Капитаны"!
"Или бунт на борту
обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыплется
золото кружев
С розоватых брабантских
манжет".
Полотно
было создано художницей Делла-Вос-Кардовской в 1909 году. Скорее всего,
перед поездкой поэта в Абиссинию. Гумилев представлен в виде светского
денди, что, по воспоминаниям знавших его людей, было свойственно облику
и манерам поэта. Менее известны поклонникам поэзии Гумилева другие
стороны его жизни, связанные с интересами русской разведки. В Первую
мировую войну он был награжден за храбрость двумя Георгиевскими
крестами.
Невозможно рассказать о всех произведениях. Но свои тайны, свои сюрпризы и открытия таит каждое.
А
что же дальше? Приобретенные произведения осядут в запасниках?..
Конечно, нет! Ведь запасники - это не склад, где лежат мертвым грузом
сокровища. Кроме постоянной экспозиции, музей организует выставки,
издает книги, альбомы, каталоги. Ведет научные исследования,
консультирует провинциальные музеи, собирателей... Третьяковка давно
признана сокровищницей отечественной культуры. Она и сегодня
соответствует этому признанию.