"Здесь я меж вами буду..."

Когда нас, корреспондентов ведущих российских изданий, Союз журналистов России пригласил на ознакомительную поездку Арзамас-Дивеево-Болдино, я призадумалась. А что, собственно, кроме географической близости, общего между монашеской обителью и старинной дворянской усадьбой, где 170 лет тому назад случилось чудо великой творческой осени? Между святым Преподобным Серафимом Саровским, жившим и почившим в этих краях, и таким земным, сугубо мирским человеком, каким был Александр Сергеевич Пушкин? И только проехав по священной Нижегородской земле, я душой поняла ответы на эти мои вопросы....Ранним субботним утром в Воскресенском соборе города Арзамаса ко мне подошла женщина: "...помяните в Дивееве на могилке матушки Александры и у мощей Преподобного рабу Божью Анастасию со чадами, - протянула две толстые, пахнущие летней пасекой, свечки. - Я, милая, с каждой оказией туда памятку о себе и детках отправляю. Потому что место там особое. Избранное самой Царицей Небесною".
Чуть больше часа езды на автобусе - и я уже в Дивееве, известном еще с XVII века как район добычи железной руды и... отбывания каторги. Край тот считался для добрых людей опасным - слишком много "нечистого" люда тут перебывало. И надо же было случиться, что именно в Дивееве в 1760 году остановилась отдохнуть шедшая пешком в Саров из Мурома богатая вдова Агафья Симеоновна Мельгунова. Здесь, на ступенях деревянной церкви Святого Николая-чудотворца, она имела во сне видение Казанской иконы Пресвятой Богородицы:
"Это мой последний удел на Земле, - сказала Пречистая, - здесь я меж вами буду...". "Как же так, - засомневалась молодая женщина, - вроде бы такое нехорошее место... Уж не наваждение ли это?" Но мудрые старцы Саровские развеяли ее тревогу: "Любые личины способен принимать враг рода человеческого. Даже Спасителя. Но только не Богоматери".
Ободренная, Агафья Симеоновна с усердием занялась устроением обители. Приняла имя - Александра. За праведную жизнь и самозабвенную любовь к ближним народ до сих пор почитает ее святой защитницей детей и помощницей в браке. И горят возле простого деревянного креста на могиле матушки Александры неугасимым огнем тонкие свечи. Их зажигают женщины, молящиеся о мире и благополучии своего ребенка. После смерти Агафьи Симеоновны покровителем обители стал Серафим Саровский. Его мощи ныне находятся в Троицком соборе - одной из главных святынь Дивеева.
"Богородице Дево, радуйся..." - юные монахини, истово славя Богоматерь, медленно идут вдоль забора, отделяющего монастырь от школьного двора, детского садика, стадиона... Эта тропка - знаменитая по всей Руси Канавка Царицы Небесной. Сама Пречистая обошла по ней обитель девушек: "Нога антихриста не переступит Моего пути, и всяк живущий там спасется...".
Сегодня здесь очень много паломников. Автобусы, плотно увешенные бумажными цветами и иконками, заполняют площадь перед Святыми Воротами. К мощам Преподобного через весь храм очередь. Но постепенно всем тут всего каким-то чудом хватает. И свечей. И места у раки старца Серафима. И чудотворной воды, данной нам, так же, как и земля Канавки, Самой Богородицей. Воды, погружаясь в которую ощущаешь как не холод, а жар охватывает тело. И душе становится легко и свободно. Так бывает лишь в последний день Великого Поста или тихим солнечным полуднем после причастия. Всем достается и сухариков, освященных в котелке батюшки Серафима. И маслица его лампады. И сытной еды в монастырской трапезной. И времени, чтобы ко всему этому приобщиться.
Незаметно промелькнул день, и нас, приехавших в Дивеево журналистов, уже ждали в автобусе. Теперь - в Болдино. Это тут. Почти рядом. Примерно в ста километрах..."Унылая пора! Очей очарованье!..
Приятна мне твоя
прощальная краса..."Разноцветные листья пышным ковром, кружась, покрывают темную гладь старинного пруда. Белый горбатый мостик словно грустит о далеком Царском Селе под Петербургом... Сейчас, наверное, весь парк засыпан снегом. Лишь багровые ягоды рябин напоминают о прощальной красе еще одной ушедшей осени. И посреди всего этого сказочного зимнего великолепия все так же желтеет старинный особняк. "После революции дом поэта не уничтожили местные жители, как в сожженном крестьянами Тригорском или Михайловском, - рассказывает директор Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С.Пушкина Геннадий Иванович Золотухин. - Хотя и болдинцы сперва тоже хотели "честно, по жребию" разделить парк между дворами, а дом "раскатать на народные нужды по бревнышку". Поместье спас внук Петра Киреева, болдинского писаря, помогавшего Пушкину оформлять бумаги на Кистеневское имение. Находчивый Киреев-младший сказал, обращаясь к возбужденным односельчанам: "Что вы делаете, граждане? Вам дали свободу и землю. Это прекрасно. Но ведь первым предвестником этой свободы был родившийся в этом самом доме великий пролетарский поэт Александр Пушкин". Мужики поверили байке о "рождение в Болдине пролетарского поэта" и взяли усадьбу под охрану. До нас дошла удивительная бумага 1918 года, где сказано, что "крестьянский сход с. Большое Болдино решил считать величайшими народными праздниками день рождения пролетарского поэта А.С. Пушкина и день свершения угнетенными массами Октябрьской революции..."
К 200-летию Александра Сергеевича была восстановлена находившаяся в руинах родовая церковь Пушкиных - храм Успения Божией Матери. А в дальнем конце имения, на высоком холме, построена новая деревянная часовня Михаила Архангела. "Хорошо, что к юбилею Александра Сергеевича строят и ремонтируют церкви. Ведь его предками были 12 святых, - сказала путешествующая с нами одна из составителей родословной Пушкина Лариса Черкашина. И, помолчав, добавила: - Удивительная все-таки у нас страна - Россия. Столько живет народа, и почти у каждого в роду есть либо святой, либо мученик..."
Болдино и Дивеево. Пушкин и Серафим Саровский. Кем они были друг для друга? Единоверцами и современниками... Недаром старик-монах на одном из рисунков Александра Сергеевича, как говорят, дивно похож на дивеевского Старца. И не о саровском ли монастыре и дивеевской общине вспоминал Пушкин, когда в последний год своей жизни писал одно из самых своих загадочных и печальных стихотворений - вольный перевод покаянного канона поэта и богослова IV века св. Ефрема Сирина:"...Владыко дней моих!
Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои,
о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня
не примет осужденья,
И дух смирения, терпенья и любви
И целомудрия мне в сердце оживи..."И не этими ли светлыми смиренными словами мы все, и низкие грешники, и спасающие нас праведники сегодня, в скорбях и соблазнах, молясь, обращаемся к Господу?