Когда
нас, корреспондентов ведущих российских изданий, Союз журналистов
России пригласил на ознакомительную поездку Арзамас-Дивеево-Болдино, я
призадумалась. А что, собственно, кроме географической близости, общего
между монашеской обителью и старинной дворянской усадьбой, где 170 лет
тому назад случилось чудо великой творческой осени? Между святым
Преподобным Серафимом Саровским, жившим и почившим в этих краях, и
таким земным, сугубо мирским человеком, каким был Александр Сергеевич
Пушкин? И только проехав по священной Нижегородской земле, я душой
поняла ответы на эти мои вопросы....Ранним
субботним утром в Воскресенском соборе города Арзамаса ко мне подошла
женщина: "...помяните в Дивееве на могилке матушки Александры и у мощей
Преподобного рабу Божью Анастасию со чадами, - протянула две толстые,
пахнущие летней пасекой, свечки. - Я, милая, с каждой оказией туда
памятку о себе и детках отправляю. Потому что место там особое.
Избранное самой Царицей Небесною".
Чуть больше часа езды на автобусе
- и я уже в Дивееве, известном еще с XVII века как район добычи
железной руды и... отбывания каторги. Край тот считался для добрых
людей опасным - слишком много "нечистого" люда тут перебывало. И надо
же было случиться, что именно в Дивееве в 1760 году остановилась
отдохнуть шедшая пешком в Саров из Мурома богатая вдова Агафья
Симеоновна Мельгунова. Здесь, на ступенях деревянной церкви Святого
Николая-чудотворца, она имела во сне видение Казанской иконы Пресвятой
Богородицы:
"Это мой последний удел на Земле, - сказала Пречистая, -
здесь я меж вами буду...". "Как же так, - засомневалась молодая
женщина, - вроде бы такое нехорошее место... Уж не наваждение ли это?"
Но мудрые старцы Саровские развеяли ее тревогу: "Любые личины способен
принимать враг рода человеческого. Даже Спасителя. Но только не
Богоматери".
Ободренная, Агафья Симеоновна с усердием занялась
устроением обители. Приняла имя - Александра. За праведную жизнь и
самозабвенную любовь к ближним народ до сих пор почитает ее святой
защитницей детей и помощницей в браке. И горят возле простого
деревянного креста на могиле матушки Александры неугасимым огнем тонкие
свечи. Их зажигают женщины, молящиеся о мире и благополучии своего
ребенка. После смерти Агафьи Симеоновны покровителем обители стал
Серафим Саровский. Его мощи ныне находятся в Троицком соборе - одной из
главных святынь Дивеева.
"Богородице Дево, радуйся..." - юные
монахини, истово славя Богоматерь, медленно идут вдоль забора,
отделяющего монастырь от школьного двора, детского садика, стадиона...
Эта тропка - знаменитая по всей Руси Канавка Царицы Небесной. Сама
Пречистая обошла по ней обитель девушек: "Нога антихриста не переступит Моего пути, и всяк живущий там спасется...".
Сегодня
здесь очень много паломников. Автобусы, плотно увешенные бумажными
цветами и иконками, заполняют площадь перед Святыми Воротами. К мощам
Преподобного через весь храм очередь. Но постепенно всем тут всего
каким-то чудом хватает. И свечей. И места у раки старца Серафима. И
чудотворной воды, данной нам, так же, как и земля Канавки, Самой
Богородицей. Воды, погружаясь в которую ощущаешь как не холод, а жар
охватывает тело. И душе становится легко и свободно. Так бывает лишь в
последний день Великого Поста или тихим солнечным полуднем после
причастия. Всем достается и сухариков, освященных в котелке батюшки
Серафима. И маслица его лампады. И сытной еды в монастырской трапезной.
И времени, чтобы ко всему этому приобщиться.
Незаметно промелькнул
день, и нас, приехавших в Дивеево журналистов, уже ждали в автобусе.
Теперь - в Болдино. Это тут. Почти рядом. Примерно в ста километрах..."Унылая пора! Очей очарованье!..
Приятна мне твоя
прощальная краса..."Разноцветные
листья пышным ковром, кружась, покрывают темную гладь старинного пруда.
Белый горбатый мостик словно грустит о далеком Царском Селе под
Петербургом... Сейчас, наверное, весь парк засыпан снегом. Лишь
багровые ягоды рябин напоминают о прощальной красе еще одной ушедшей
осени. И посреди всего этого сказочного зимнего великолепия все так же
желтеет старинный особняк. "После революции дом поэта не уничтожили
местные жители, как в сожженном крестьянами Тригорском или
Михайловском, - рассказывает директор Государственного
литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С.Пушкина
Геннадий Иванович Золотухин. - Хотя и болдинцы сперва тоже хотели
"честно, по жребию" разделить парк между дворами, а дом "раскатать на
народные нужды по бревнышку". Поместье спас внук Петра Киреева,
болдинского писаря, помогавшего Пушкину оформлять бумаги на
Кистеневское имение. Находчивый Киреев-младший сказал, обращаясь к
возбужденным односельчанам: "Что вы делаете, граждане? Вам дали
свободу и землю. Это прекрасно. Но ведь первым предвестником этой
свободы был родившийся в этом самом доме великий пролетарский поэт
Александр Пушкин". Мужики поверили байке о "рождение в Болдине
пролетарского поэта" и взяли усадьбу под охрану. До нас дошла
удивительная бумага 1918 года, где сказано, что "крестьянский сход с.
Большое Болдино решил считать величайшими народными праздниками день
рождения пролетарского поэта А.С. Пушкина и день свершения угнетенными
массами Октябрьской революции..."
К 200-летию Александра Сергеевича
была восстановлена находившаяся в руинах родовая церковь Пушкиных -
храм Успения Божией Матери. А в дальнем конце имения, на высоком холме,
построена новая деревянная часовня Михаила Архангела. "Хорошо, что к
юбилею Александра Сергеевича строят и ремонтируют церкви. Ведь его
предками были 12 святых, - сказала путешествующая с нами одна из
составителей родословной Пушкина Лариса Черкашина. И, помолчав,
добавила: - Удивительная все-таки у нас страна - Россия. Столько живет
народа, и почти у каждого в роду есть либо святой, либо мученик..."
Болдино
и Дивеево. Пушкин и Серафим Саровский. Кем они были друг для друга?
Единоверцами и современниками... Недаром старик-монах на одном из
рисунков Александра Сергеевича, как говорят, дивно похож на дивеевского
Старца. И не о саровском ли монастыре и дивеевской общине вспоминал
Пушкин, когда в последний год своей жизни писал одно из самых своих
загадочных и печальных стихотворений - вольный перевод покаянного
канона поэта и богослова IV века св. Ефрема Сирина:"...Владыко дней моих!
Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои,
о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня
не примет осужденья,
И дух смирения, терпенья и любви
И целомудрия мне в сердце оживи..."И
не этими ли светлыми смиренными словами мы все, и низкие грешники, и
спасающие нас праведники сегодня, в скорбях и соблазнах, молясь,
обращаемся к Господу?