И вышла Русь на поле

В России есть три великих поля - Куликово, Бородино и Прохорово. Куликово поле, земля которого стонала и прогибалась во время сечи, где воины "от великой тесноты задыхахуся", стало первым Полем Славы России. Священным ее Полем. 620 лет назад билась здесь Русь за свое будущее. И победила. Во главе воинства русского бился с Мамаем великий князь Московский и всея Руси Дмитрий, названный в честь победы Донским. В этом году ему исполняется 650 лет.."Солнце мое, рано заходиши! месяц мой красный, рано погибаеши! звездо восточныя, почто к западу грядеши?.."
Так в мае 1389 года в московском Кремле оплакивала кончину своего мужа великая княгиня Евдокия, матерь двенадцати детей. Прощалась с властелином, который подлинно примирил многие княжества и земли тогдашней раздерганной, малоуправной Руси; расставалась с полководцем, одержавшим многие победы над внешними врагами. И когда Евдокия скорбит, что мало порадовалась со своим возлюбленным, это тоже правда: великий князь Московский и всея Руси Дмитрий Иванович умер всего тридцати девяти неполных лет от роду. И девять лет еще не прошло со дня битвы, что дала ему в народе на века славу Донского вождя.
А когда Евдокия вопрошает "кому приказываешь мене и дети своя?" - в этом ее возгласе особая горечь: ведь только что, за три дня до кончины Дмитрия, она родила ему еще одного, восьмого по счету, сына. Молодой отец, молодая мать, пожить бы вдоволь, порадоваться на взрослеющих и совсем малых чад, на свадьбах погулять, внучатами натешиться... Нет, не дано было.
Догадывалась ли она, но сам-то Дмитрий Иванович, похоже, загодя почуял, что близок его срок. Хотя был он от природы крепкого телесного склада, "телом велик, и широк, и плечист" (о чем и первый автор его жития с восхищением пишет), но на Куликовом поле не прошли ему даром дерзкое переодевание в кольчугу простого ратника и участие в бешеном сшибе передовых полков. Еще повезло, что в сумерках после битвы, спохватившись, нашли его, беспамятно лежащего под срубленным кем-то деревцем. К счастью, не оказалось на его теле смертельных ран, но на обратном пути с Дона на Москву князь сильно разнемогся, так что несколько дней лечили его в Коломне.
В той самой Коломне, где за четырнадцать лет до Куликова поля (совсем ведь еще недавно!) они с Евдокией венчались. Не в Москве и не в Нижнем Новгороде, откуда она была родом, а в Коломне, потому что Москва на тот час вся была черна от недавнего чудовищного пожара, и стыдно было ему везти невесту к венцу на зловонное пожарище...
Теперь вот, чуя свой срок, он успел все же довершить и то малое, и то великое, что должно было ему успеть как мужу, отцу и как господину молодой Московской державы. В присутствии игумена Радонежского Сергия и своих верных бояр он составил и скрепил великокняжеской печатью духовную грамоту. По этому завещанию благословлялись сыновья владеть городами, селами, землями, почитать матерь свою, любить церковь свою, как мать, советоваться с боярами, беречь людей своих, до последнего нищего, до беднейшей вдовы, как семью.
А чтоб держалось это правило неукоснительно, вручал он отныне державу в руки старшего сына, чтобы и тот потом в руки старшего сына передал престол. От отца - к сыну, а не как было первыми князьями заведено: от старшего брата - к младшему. Нет, от отца - к сыну. И так - навеки... Позднее историки, размышляя об истоках русской самодержавной идеи, будут согласно вести ее отсчет от завещания Дмитрия Донского. И от игумена Сергия, благословившего волю князя.Так уж мы устроены: знакомясь с историческими сюжетами, жадно ищем именно те страницы, те узлы, что помогают распутать узлы сегодняшние. И горьчайший исторический опыт способен нас укрепить и возвысить: какие же люди жили! Да им же приходилось куда трудней нашего. И выдержали!
Сегодня, когда то и дело на слуху у нас сравнения со Смутой XVII века, мне хочется возразить. В пору польско-литовских интервенций Русь вступила государством уже монолитным, с завидным запасом выносливости, так что если центр вдруг не сдюжит, то поддержат, придут на выручку крепкие города и области. Что и произошло.А как было к середине XIV столетия, когда в доме московского князя Ивана Красного родился младенец Дмитрий? В день его появления на свет (12 октября, по старому стилю, 1350 года) отец его вместе со старшим и младшим братьями находился от Москвы дальше некуда - в ханской золотоордынской ставке. Отбыли туда с очередным "выходом" - данью, денежной и вещевой. Обычная подневольная поездка в режиме военной и экономической оккупации, длившейся уже более ста лет. Даже деньги везли в Сарай не свои, а ордынское же серебро, потому что своих, русских, монет чеканить не дозволялось. В Сарае же, если не угодят в чем-то хану, он волен был оставить у себя кого-нибудь из братьев заложником - старое восточное правило. И это при том, что старший из москвичей, князь Симеон, держал тогда ханский ярлык на великое княжение Владимирское и "всея Руси". Горькая, обидная правда: "всея Руси" означало лишь, что "выход" в Орду со всех русских княжеств и земель дозволено собирать князю московскому. Сборщик подушной подати. Ни о какой иной власти Москва и мечтать не смела.
Хозяева других княжеств - Твери богатой, Нижнего Новгорода торгового, Рязани старой, Смоленска древнего, вечевые правители Новгорода и Пскова, поглядывали на Москву с ухмылкой, как на выскочку. И как всегда смотрят на сборщика даней и оброков, налогового чиновника. Каждый только случая дожидался, чтобы показать свой норов.
Такой случай не долго медлил. Девяти лет от роду Дмитрий остался без родителя. А за шесть лет до смерти Ивана Красного великое моровое поветрие унесло в могилу старшего брата Симеона с сыновьями и младшего брата Андрея. Будоражащая новость быстро разнеслась по соседним княжествам: Москва обезглавела, в московском дому остался на хозяйстве мальчонка-несмышленыш! Да разве Орда доверит дитю малому ярлык на великое княжение Владимирское? С тех дней и началась, вернее, возобновилась изнурительная тяжба князей-соперников за первенство.
Историки наши справедливы в своем выводе-приговоре: именно феодальная раздробленность явилась причиной того, что Орда когда-то сравнительно легко и быстро поработила русские княжества. Увы, раздробленность эта и в пору закабаления никуда не делась. Более того, ханы ее лелеяли, поощряли, швыряя ярлык, будто кость, то одному, то другому княжеству и с насмешкой наблюдая за очередными сварами в своей русской провинции, в своем улусе.
Но ко времени вокняжения мальчика Дмитрия на Москве рознь на Руси достигла ужасающих, позорных размеров. Походило, что это уже неизлечимая болезнь. Что так будет теперь всегда: клятвопреступления, измены, наговоры друг на друга перед ханами, заросшие бурьяном села, выжженные дотла города, отчаявшийся до конца народ, повадки, что и у зверья дикого не водятся. И какая уж там власть "всея Руси", когда от нее скоро и следа будет не сыскать?..Пройдет с дня вокняжения Дмитрия 19 лет - великому князю Владимирскому и всея Руси Дмитрию будет 28. И будто новый ветер повеял над Русью - ветер Надежды. А там, где Надежда и Вера, там - Победа.
В августе 1378 года на рязанской реке Воже Дмитрий Иванович Московский одновременным стремительным ударом трех своих отборных полков сшиб в воду, растоптал боевые порядки ордынского мурзы Бегича. Кажется, и ту, и другую сторону это событие застало врасплох. Русские еще не привыкли так громко и вызывающе побеждать ордынцев. А те - бежать, да еще в такой дикой панике.
Темник Мамай, пославший Бегича на Русь для легкой поживы, похоже, только теперь начал понимать: всё! с Москвой отныне нужно иначе говорить, нужно поднимать на нее всю свою силу. Получалось, что, пока он у себя в Орде всевластвовал, Москву проглядели. Уже который год она медлит с положенными данями. Говорят, Дмитрий на Москве вместо ветхого деревянного кремля выстроил новый, из белого камня, настоящую крепость. Ее даже литовский князь Ольгерд - уж на что матерый вояка! - дважды принимался, но так и не решился осаждать, ушел в Литву ни с чем. Ладно, кремль - игрушка, но Дмитрий, слышно, угомонил и нижегородских князей, и прегордого тверича Михаила, и драчливого Олега Рязанского, и новгородскую вольницу осадил. Как это? Каким таким умом, какой хитростью, какими посулами и подкупами? И со всеми, говорят, позаключал договора - о вечном мире, о помощи друг другу. О помощи против кого?.. Проглядели Москву!.. И кто ему советы давал все эти годы, несмышленышу? И где деньгами разжился? Без денег ничего не делается, а он, говорят, уже свою монету, русскую, на Москве потихоньку чеканит.Но что более всего возмущало Мамая: теперь, после разгрома Бегичевой рати, от Москвы еще и славой повеяло. А ведь только он один, хозяин Мамаевой Орды, смел уповать на бессмертную славу своего имени. Не хватало еще, чтобы о нем вспоминали, как о властителе, при котором Русь, порвав ордынскую узду, вышла из повиновения. Именно он обязан теперь вернуть Орде славу Батыева века!
В наших летописях о намерении Мамая сравняться в славе с внуком Чингисхана говорится коротко, но точно: Мамай кинулся изучать ордынские предания, "нача испытовати от старых историй, како царь Батый пленил Русскую землю и всеми князьями владел, якоже хотел". Это рассмотрение "старых историй" подсказало ему: да, нужен поход поистине великий, всею наличной силой, не жалея денег и для наемников. А выступить нужно, для полной удачи и из суеверия, тою же самой легендарной победной дорогой, по которой шел на Русь Батый - из степей вверх по пойменным лугам Дона.И вышла Русь на поле.
Прекрасен был вид этой земли, убранной по краям в парчовые ризы дубрав; кое-где в низинах она воскурялась уже клубами тумана.
Был час вечерней службы, в походных церквях зазвучало праздничное песнопение: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней..."
Пели и в великокняжеском шатре, стоя перед вывешенным в виде алтарной преграды шитым деисусом: "... из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш..."
Пение ширилось, тропарь подхватывали тысячи голосов, где-то чуть опережали, где-то немного отставали, и по полю, накатываясь друг на друга, струились упругие волны звучаний, словно пение исходило от самих этих озлащенных закатом холмов и погруженных в тень долов: "... и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
Теперь, когда Дмитрий Иванович вывел свое воинство на поле предстоявшего побоища, время было думать о смерти и чаять жизни вечной. Завтра - один из двенадцати самых больших в году православных праздников - Рождество Богородицы. И, скорее всего, битва будет именно завтра. Так бы хотелось: вручить себя и всех своих в судный день попечению Божьей Матери. Долго, не одну неделю шли от Москвы к этому полю.
Сколько раз выслушивали от разведчиков донесения о том, как движется Мамай. Получалось, что разведка русская сама заманивала, завлекала Мамая как раз сюда. И как раз к этому дню. В великий праздник выйти на бой - какая радость, какая поддержка для верующей души: сама Богодева прикроет тебя от стрелы и копья небесным своим покровом. Сама же и примет твою душу в милосердные руки, если твой час приспел.
Сколько раз на долгом пути к Дону спрашивал князь Дмитрий себя: все ли сделал, что мог? Всех ли собрал, кто обещал помочь и не просто обещал, а клялся? Нет, не всех собрал. Не пришли новгородцы, подвели тверичи, и от тестя-нижегородца только один полк прибыл, суздальский. Но зато сколько оказалось в его воинстве тех, кого и не надеялся дождаться! Даже два князя Ольгердовича, Андрей и Дмитрий, подоспели со своими дружинами! А ведь еще недавно они враждовали с Москвой, и той вражды, казалось, хватит не на один век.
Нет, не себе он ставил в заслугу то, что на поле это вышла вместе с ним лучшая часть Руси. То была заслуга и забота покойного митрополита Алексея, мудрого его наставника от детских лет, умевшего мирить непримиримых, укрощать учительным словом прегордых. То была также заслуга и забота троицкого игумена Сергия. Разве не он, Сергий, отправился однажды в Нижний Новгород и сурово осудил тамошних князей за их попытки интриговать в Сарае против Москвы? И разве не Сергий совсем недавно будто снял с его, Дмитрия, плеч многопудовое бремя, сказав твердо: коли вышел Мамай против Руси, иди на него смело, дольше терпеть Руси не дано. И не только благословил на рать, на победу, но еще и двух своих монахов-воинов отпустил с ним в поход. Пересвета с Ослябей. Сергий немногоречив, не потому ли тихие его и медленные слова запоминаются навсегда: Троица - семья небесная, образ для семьи земной. А земная твоя семья - не только та, что в избе или в тереме,- это и весь род, и народ. Воззрением на небесную Троицу одолевай ненавистную рознь мира сего.
Вот здесь сегодня его, Дмитрия, великая семья: князья, бояре, воеводы, дружины, ополчение, крестьяне, купцы, мастеровые, священники, монахи... И если бы поглядеть на них на всех с птичьего полета, то стоят они крепко плечом к плечу, ряд к ряду, шевелятся над головами стяги, походные иконы, подрагивают в воздухе наконечники копий, рогатины, и если дальше еще глянуть, то народу почему-то не убывает, а как бы прибывает: женщины, дети, старики, отшельники, монахини, калеки, пастухи... и так стоят в молчании до самого края земли, будто все живое, что есть на Руси, поспешило, побрело, поплелось и даже поползло за воинством своим сюда, на поле. Точно молятся все про себя, не шелохнется никто. Ждут и верят...