В
России есть три великих поля - Куликово, Бородино и Прохорово. Куликово
поле, земля которого стонала и прогибалась во время сечи, где воины "от
великой тесноты задыхахуся", стало первым Полем Славы России. Священным
ее Полем. 620 лет назад билась здесь Русь за свое будущее. И победила.
Во главе воинства русского бился с Мамаем великий князь Московский и
всея Руси Дмитрий, названный в честь победы Донским. В этом году ему
исполняется 650 лет.."Солнце мое, рано заходиши! месяц мой красный, рано погибаеши! звездо восточныя, почто к западу грядеши?.."
Так
в мае 1389 года в московском Кремле оплакивала кончину своего мужа
великая княгиня Евдокия, матерь двенадцати детей. Прощалась с
властелином, который подлинно примирил многие княжества и земли
тогдашней раздерганной, малоуправной Руси; расставалась с полководцем,
одержавшим многие победы над внешними врагами. И когда Евдокия скорбит,
что мало порадовалась со своим возлюбленным, это тоже правда: великий
князь Московский и всея Руси Дмитрий Иванович умер всего тридцати
девяти неполных лет от роду. И девять лет еще не прошло со дня битвы,
что дала ему в народе на века славу Донского вождя.
А когда Евдокия
вопрошает "кому приказываешь мене и дети своя?" - в этом ее возгласе
особая горечь: ведь только что, за три дня до кончины Дмитрия, она
родила ему еще одного, восьмого по счету, сына. Молодой отец, молодая
мать, пожить бы вдоволь, порадоваться на взрослеющих и совсем малых
чад, на свадьбах погулять, внучатами натешиться... Нет, не дано было.
Догадывалась
ли она, но сам-то Дмитрий Иванович, похоже, загодя почуял, что близок
его срок. Хотя был он от природы крепкого телесного склада, "телом
велик, и широк, и плечист" (о чем и первый автор его жития с
восхищением пишет), но на Куликовом поле не прошли ему даром дерзкое
переодевание в кольчугу простого ратника и участие в бешеном сшибе
передовых полков. Еще повезло, что в сумерках после битвы,
спохватившись, нашли его, беспамятно лежащего под срубленным кем-то
деревцем. К счастью, не оказалось на его теле смертельных ран, но на
обратном пути с Дона на Москву князь сильно разнемогся, так что
несколько дней лечили его в Коломне.
В той самой Коломне, где за
четырнадцать лет до Куликова поля (совсем ведь еще недавно!) они с
Евдокией венчались. Не в Москве и не в Нижнем Новгороде, откуда она
была родом, а в Коломне, потому что Москва на тот час вся была черна от
недавнего чудовищного пожара, и стыдно было ему везти невесту к венцу
на зловонное пожарище...
Теперь вот, чуя свой срок, он успел все же
довершить и то малое, и то великое, что должно было ему успеть как
мужу, отцу и как господину молодой Московской державы. В присутствии
игумена Радонежского Сергия и своих верных бояр он составил и скрепил
великокняжеской печатью духовную грамоту. По этому завещанию
благословлялись сыновья владеть городами, селами, землями, почитать
матерь свою, любить церковь свою, как мать, советоваться с боярами,
беречь людей своих, до последнего нищего, до беднейшей вдовы, как семью.
А
чтоб держалось это правило неукоснительно, вручал он отныне державу в
руки старшего сына, чтобы и тот потом в руки старшего сына передал
престол. От отца - к сыну, а не как было первыми князьями заведено: от
старшего брата - к младшему. Нет, от отца - к сыну. И так - навеки...
Позднее историки, размышляя об истоках русской самодержавной идеи,
будут согласно вести ее отсчет от завещания Дмитрия Донского. И от
игумена Сергия, благословившего волю князя.Так уж мы
устроены: знакомясь с историческими сюжетами, жадно ищем именно те
страницы, те узлы, что помогают распутать узлы сегодняшние. И
горьчайший исторический опыт способен нас укрепить и возвысить: какие
же люди жили! Да им же приходилось куда трудней нашего. И выдержали!
Сегодня,
когда то и дело на слуху у нас сравнения со Смутой XVII века, мне
хочется возразить. В пору польско-литовских интервенций Русь вступила
государством уже монолитным, с завидным запасом выносливости, так что
если центр вдруг не сдюжит, то поддержат, придут на выручку крепкие
города и области. Что и произошло.А как было к середине XIV
столетия, когда в доме московского князя Ивана Красного родился
младенец Дмитрий? В день его появления на свет (12 октября, по старому
стилю, 1350 года) отец его вместе со старшим и младшим братьями
находился от Москвы дальше некуда - в ханской золотоордынской ставке.
Отбыли туда с очередным "выходом" - данью, денежной и вещевой. Обычная
подневольная поездка в режиме военной и экономической оккупации,
длившейся уже более ста лет. Даже деньги везли в Сарай не свои, а
ордынское же серебро, потому что своих, русских, монет чеканить не
дозволялось. В Сарае же, если не угодят в чем-то хану, он волен был
оставить у себя кого-нибудь из братьев заложником - старое восточное
правило. И это при том, что старший из москвичей, князь Симеон, держал
тогда ханский ярлык на великое княжение Владимирское и "всея Руси".
Горькая, обидная правда: "всея Руси" означало лишь, что "выход" в Орду
со всех русских княжеств и земель дозволено собирать князю московскому.
Сборщик подушной подати. Ни о какой иной власти Москва и мечтать не
смела.
Хозяева других княжеств - Твери богатой, Нижнего Новгорода
торгового, Рязани старой, Смоленска древнего, вечевые правители
Новгорода и Пскова, поглядывали на Москву с ухмылкой, как на выскочку.
И как всегда смотрят на сборщика даней и оброков, налогового чиновника.
Каждый только случая дожидался, чтобы показать свой норов.
Такой
случай не долго медлил. Девяти лет от роду Дмитрий остался без
родителя. А за шесть лет до смерти Ивана Красного великое моровое
поветрие унесло в могилу старшего брата Симеона с сыновьями и младшего
брата Андрея. Будоражащая новость быстро разнеслась по соседним
княжествам: Москва обезглавела, в московском дому остался на хозяйстве
мальчонка-несмышленыш! Да разве Орда доверит дитю малому ярлык на
великое княжение Владимирское? С тех дней и началась, вернее,
возобновилась изнурительная тяжба князей-соперников за первенство.
Историки
наши справедливы в своем выводе-приговоре: именно феодальная
раздробленность явилась причиной того, что Орда когда-то сравнительно
легко и быстро поработила русские княжества. Увы, раздробленность эта и
в пору закабаления никуда не делась. Более того, ханы ее лелеяли,
поощряли, швыряя ярлык, будто кость, то одному, то другому княжеству и
с насмешкой наблюдая за очередными сварами в своей русской провинции, в
своем улусе.
Но ко времени вокняжения мальчика Дмитрия на Москве
рознь на Руси достигла ужасающих, позорных размеров. Походило, что это
уже неизлечимая болезнь. Что так будет теперь всегда:
клятвопреступления, измены, наговоры друг на друга перед ханами,
заросшие бурьяном села, выжженные дотла города, отчаявшийся до конца
народ, повадки, что и у зверья дикого не водятся. И какая уж там власть
"всея Руси", когда от нее скоро и следа будет не сыскать?..Пройдет с дня вокняжения Дмитрия 19 лет - великому князю Владимирскому и всея Руси Дмитрию будет 28. И будто новый ветер повеял над Русью - ветер Надежды. А там, где Надежда и Вера, там - Победа.
В
августе 1378 года на рязанской реке Воже Дмитрий Иванович Московский
одновременным стремительным ударом трех своих отборных полков сшиб в
воду, растоптал боевые порядки ордынского мурзы Бегича. Кажется, и ту,
и другую сторону это событие застало врасплох. Русские еще не привыкли
так громко и вызывающе побеждать ордынцев. А те - бежать, да еще в
такой дикой панике.
Темник Мамай, пославший Бегича на Русь для
легкой поживы, похоже, только теперь начал понимать: всё! с Москвой
отныне нужно иначе говорить, нужно поднимать на нее всю свою силу.
Получалось, что, пока он у себя в Орде всевластвовал, Москву
проглядели. Уже который год она медлит с положенными данями. Говорят,
Дмитрий на Москве вместо ветхого деревянного кремля выстроил новый, из
белого камня, настоящую крепость. Ее даже литовский князь Ольгерд - уж
на что матерый вояка! - дважды принимался, но так и не решился
осаждать, ушел в Литву ни с чем. Ладно, кремль - игрушка, но Дмитрий,
слышно, угомонил и нижегородских князей, и прегордого тверича Михаила,
и драчливого Олега Рязанского, и новгородскую вольницу осадил. Как это?
Каким таким умом, какой хитростью, какими посулами и подкупами? И со
всеми, говорят, позаключал договора - о вечном мире, о помощи друг
другу. О помощи против кого?.. Проглядели Москву!.. И кто ему советы
давал все эти годы, несмышленышу? И где деньгами разжился? Без денег
ничего не делается, а он, говорят, уже свою монету, русскую, на Москве
потихоньку чеканит.Но что более всего возмущало Мамая: теперь,
после разгрома Бегичевой рати, от Москвы еще и славой повеяло. А ведь
только он один, хозяин Мамаевой Орды, смел уповать на бессмертную славу
своего имени. Не хватало еще, чтобы о нем вспоминали, как о властителе,
при котором Русь, порвав ордынскую узду, вышла из повиновения. Именно
он обязан теперь вернуть Орде славу Батыева века!
В наших летописях
о намерении Мамая сравняться в славе с внуком Чингисхана говорится
коротко, но точно: Мамай кинулся изучать ордынские предания, "нача
испытовати от старых историй, како царь Батый пленил Русскую землю и
всеми князьями владел, якоже хотел". Это рассмотрение "старых историй"
подсказало ему: да, нужен поход поистине великий, всею наличной силой,
не жалея денег и для наемников. А выступить нужно, для полной удачи и
из суеверия, тою же самой легендарной победной дорогой, по которой шел
на Русь Батый - из степей вверх по пойменным лугам Дона.И вышла Русь на поле.
Прекрасен был вид этой земли, убранной по краям в парчовые ризы дубрав; кое-где в низинах она воскурялась уже клубами тумана.
Был
час вечерней службы, в походных церквях зазвучало праздничное
песнопение: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей
вселенней..."
Пели и в великокняжеском шатре, стоя перед вывешенным
в виде алтарной преграды шитым деисусом: "... из Тебе бо возсия Солнце
правды, Христос Бог наш..."
Пение ширилось, тропарь подхватывали
тысячи голосов, где-то чуть опережали, где-то немного отставали, и по
полю, накатываясь друг на друга, струились упругие волны звучаний,
словно пение исходило от самих этих озлащенных закатом холмов и
погруженных в тень долов: "... и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
Теперь,
когда Дмитрий Иванович вывел свое воинство на поле предстоявшего
побоища, время было думать о смерти и чаять жизни вечной. Завтра - один
из двенадцати самых больших в году православных праздников - Рождество
Богородицы. И, скорее всего, битва будет именно завтра. Так бы
хотелось: вручить себя и всех своих в судный день попечению Божьей
Матери. Долго, не одну неделю шли от Москвы к этому полю.
Сколько
раз выслушивали от разведчиков донесения о том, как движется Мамай.
Получалось, что разведка русская сама заманивала, завлекала Мамая как
раз сюда. И как раз к этому дню. В великий праздник выйти на бой -
какая радость, какая поддержка для верующей души: сама Богодева
прикроет тебя от стрелы и копья небесным своим покровом. Сама же и
примет твою душу в милосердные руки, если твой час приспел.
Сколько
раз на долгом пути к Дону спрашивал князь Дмитрий себя: все ли сделал,
что мог? Всех ли собрал, кто обещал помочь и не просто обещал, а
клялся? Нет, не всех собрал. Не пришли новгородцы, подвели тверичи, и
от тестя-нижегородца только один полк прибыл, суздальский. Но зато
сколько оказалось в его воинстве тех, кого и не надеялся дождаться!
Даже два князя Ольгердовича, Андрей и Дмитрий, подоспели со своими
дружинами! А ведь еще недавно они враждовали с Москвой, и той вражды,
казалось, хватит не на один век.
Нет, не себе он ставил в заслугу
то, что на поле это вышла вместе с ним лучшая часть Руси. То была
заслуга и забота покойного митрополита Алексея, мудрого его наставника
от детских лет, умевшего мирить непримиримых, укрощать учительным
словом прегордых. То была также заслуга и забота троицкого игумена
Сергия. Разве не он, Сергий, отправился однажды в Нижний Новгород и
сурово осудил тамошних князей за их попытки интриговать в Сарае против
Москвы? И разве не Сергий совсем недавно будто снял с его, Дмитрия,
плеч многопудовое бремя, сказав твердо: коли вышел Мамай против Руси,
иди на него смело, дольше терпеть Руси не дано. И не только благословил
на рать, на победу, но еще и двух своих монахов-воинов отпустил с ним в
поход. Пересвета с Ослябей. Сергий немногоречив, не потому ли тихие его
и медленные слова запоминаются навсегда: Троица - семья небесная, образ
для семьи земной. А земная твоя семья - не только та, что в избе или в
тереме,- это и весь род, и народ. Воззрением на небесную Троицу
одолевай ненавистную рознь мира сего.
Вот здесь сегодня его,
Дмитрия, великая семья: князья, бояре, воеводы, дружины, ополчение,
крестьяне, купцы, мастеровые, священники, монахи... И если бы поглядеть
на них на всех с птичьего полета, то стоят они крепко плечом к плечу,
ряд к ряду, шевелятся над головами стяги, походные иконы, подрагивают в
воздухе наконечники копий, рогатины, и если дальше еще глянуть, то
народу почему-то не убывает, а как бы прибывает: женщины, дети,
старики, отшельники, монахини, калеки, пастухи... и так стоят в
молчании до самого края земли, будто все живое, что есть на Руси,
поспешило, побрело, поплелось и даже поползло за воинством своим сюда,
на поле. Точно молятся все про себя, не шелохнется никто. Ждут и
верят...