Суздаль
- город удивительный. Православный, наполненный ликами предков,
пронизанный колокольными звонами. Здесь и дышится по-особенному, и на
душе благостно. Именно отсюда прилетели крылатые фразы героев фильма
"Женитьба Бальзаминова": "А мне, маменька, все богатые невесты
красавицами кажутсяи"; "Вдруг человеком сделаюсь, поневоле с ума
сойдешь". И откровения свахи: "Я женщина ученая, очень ученая. Чем
только ни битая..."; "А я не закусываю, я этой глупой привычки не имею".Суздаль
стал кинематографической площадкой, где проходили натурные съемки
"...Бальзаминова". Въезжая в город, поневоле вспоминаешь фильм. В
торговых рядах с массивными колоннами суетятся лоточники. Напротив
здания местной администрации высится часовня-красавица, где Мишенька,
представляя себя царем, зачитывал указ, чтобы богатый женился на
бедной, а бедный - на богатой. Тут же площадь, где он плясал от счастья.
Но
главное - цел и невредим дом, где "жил" Бальзаминов. Знаменитые ворота,
в которые вваливалась сваха со словами: "Я тебе невесту нашла".
Прошло
36 лет. И к дому Бальзаминова проросла народная тропа. Любопытствующие
туристы в одиночку и группами идут посмотреть на местную
достопримечательность. Дом зажил своей особенной жизнью. И что самое
удивительное - стал влиять на судьбы своих хозяев.
Надо сказать,
судьба самого дома изначально непростая. Он значится под номером 13.
Однако вопреки вредной цифре сценарист и постановщик фильма Константин
Воинов выбрал именно этот дом. И впрямь стоит он сказочно, смотрит на
древнюю часовню. В фильме она частенько мелькает в кадре. И это придает
фильму не только красоту. Видно, тут еще и Божья благодать действует.
Построен
дом больше ста лет назад. Нижний этаж, ставший с годами полуподвальным,
выложен из камня. Верхний - деревянный, ныне жилой, до сих пор красив,
смотрит на улицу резными наличниками. Под самой крышей дома, под
коньком, мастера, строившие дом, прикрепили овальный металлический
медальон. Со слов хозяйки, он - "страховой", а вот от чего "страховал"?
Не разобрать на медальоне ни слов, ни дат. Никто не пытался снять с
него "налет времени". Однако хозяйка дома Тамара Федоровна Садкова считает, что медальон повешен неспроста.
Из
истории дома хозяйка помнит многое. Его купили ее родители в 1925 году
за 650 рублей. Были они люди не бедные. Мамины родители имели маленькую
бакалейную лавку. У отца родители промышляли извозом, а еще были они -
огородники, выращивали знатные урожаи лука, хрена, огурцов. Чтобы
купить этот дом, пришлось продать корову, жеребца, коляску и сбрую.
Тогда и сейчас это место является престижным, поскольку находится в
центре города. Несмотря на центр, тут же за домом просторный огород. У
хозяйки в нем растут удивительные овощи: кабачки по 10 килограммов
каждый.
Тамара Федоровна живет в своем знаменитом доме вдвоем с
40-летним сыном. Он работает в "Водоканале" оператором. Там же работает
и ее дочь. По странному стечению обстоятельств их семейные дела так же,
как и у героев фильма, складываются непросто. Сын разведен. У дочери
муж в отъезде. Про свое "семейное счастье" Тамара Федоровна так и
говорит: "Мужик у меня был плохой, пьяница, в 1957 году я с ним
развелась". Одна поднимала четверых детей. Работала экономистом в
горисполкоме. Жили скромно, работа - дом. Самым ярким и самым значимым
событием их жизни стало "участие" их дома в съемках "Женитьбы
Бальзаминова".
В их дворе работали, отдыхали, фотографировались,
шутили известные актеры. Например, Георгий Вицин, сыгравший
Бальзаминова, любил полежать в огороде на раскладушке. Екатерина
Савинова, сыгравшая Матрену, охотно выпивала с хозяевами не одну чашку
чая, за что и полюбили ее в этом доме.
Тамара Федоровна до сих пор не без гордости выходит к туристам. Степенно открывает ворота, показывает двор, рассказывает:
-
Вот из этого окна маменька сваху увидела. Тут на дереве висел
умывальник, где Мишенька умывался. Вот тут Матрена рубила дрова.
Ставила самовар. А вот здесь по улице шла сваха. Рюмку водки ей
подносили. Рюмку брали из дома. Теперь она стала домашней реликвией.
Надо
сказать, внутри дома фильм не снимали - это происходило в студийных
павильонах. А вот крыльцо, двор, улица - все натурально вошло в фильм.
Дерево, на котором висел умывальник и вокруг которого Мишенька кружил с
намыленными глазами, вымахало гигантских размеров. Сохранился амбар, с
которого Мишенька гонял голубей. А вот сама голубятня не дожила до
наших дней. Пришлось обновить и ворота, поскольку столбы от времени
сгнили.
Дома у Тамары Федоровны не хуже, чем во дворе. Уютно,
аккуратно. Накидки-ришелье покрывают пианино, импортную видеотехнику.
На почетном месте лежит кассета с "Женитьбой Бальзаминова". Хозяева ее
смотрят часто. И при этом в душе у этих простых людей всегда возникает
ощущение праздника. Из окон горницы вид на часовню - глаз не оторвать!
Тамара
Федоровна охотно вспоминает о тех временах. Достает фотографии. На них
она - молодая, дети, еще маленькие, сняты рядом с известными артистами.
Каждого артиста хозяйка дома знает по имени. Говорит почтительно. А в
душе - счастье. Так дом э 13 подарил хозяевам особую судьбу.
иВсе
хотят верить в сказку. Вот и идут люди к реальному дому Бальзаминова,
чтобы прикоснуться к доброте. И неожиданно вспомнить: "Ну, маменька,
что будет, то будет, а бегать от своего счастья мне нельзя".