Дом, где мечтал Бальзаминов

Суздаль - город удивительный. Православный, наполненный ликами предков, пронизанный колокольными звонами. Здесь и дышится по-особенному, и на душе благостно. Именно отсюда прилетели крылатые фразы героев фильма "Женитьба Бальзаминова": "А мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутсяи"; "Вдруг человеком сделаюсь, поневоле с ума сойдешь". И откровения свахи: "Я женщина ученая, очень ученая. Чем только ни битая..."; "А я не закусываю, я этой глупой привычки не имею".Суздаль стал кинематографической площадкой, где проходили натурные съемки "...Бальзаминова". Въезжая в город, поневоле вспоминаешь фильм. В торговых рядах с массивными колоннами суетятся лоточники. Напротив здания местной администрации высится часовня-красавица, где Мишенька, представляя себя царем, зачитывал указ, чтобы богатый женился на бедной, а бедный - на богатой. Тут же площадь, где он плясал от счастья.
Но главное - цел и невредим дом, где "жил" Бальзаминов. Знаменитые ворота, в которые вваливалась сваха со словами: "Я тебе невесту нашла".
Прошло 36 лет. И к дому Бальзаминова проросла народная тропа. Любопытствующие туристы в одиночку и группами идут посмотреть на местную достопримечательность. Дом зажил своей особенной жизнью. И что самое удивительное - стал влиять на судьбы своих хозяев.
Надо сказать, судьба самого дома изначально непростая. Он значится под номером 13. Однако вопреки вредной цифре сценарист и постановщик фильма Константин Воинов выбрал именно этот дом. И впрямь стоит он сказочно, смотрит на древнюю часовню. В фильме она частенько мелькает в кадре. И это придает фильму не только красоту. Видно, тут еще и Божья благодать действует.
Построен дом больше ста лет назад. Нижний этаж, ставший с годами полуподвальным, выложен из камня. Верхний - деревянный, ныне жилой, до сих пор красив, смотрит на улицу резными наличниками. Под самой крышей дома, под коньком, мастера, строившие дом, прикрепили овальный металлический медальон. Со слов хозяйки, он - "страховой", а вот от чего "страховал"? Не разобрать на медальоне ни слов, ни дат. Никто не пытался снять с него "налет времени". Однако хозяйка дома Тамара Федоровна Садкова считает, что медальон повешен неспроста.
Из истории дома хозяйка помнит многое. Его купили ее родители в 1925 году за 650 рублей. Были они люди не бедные. Мамины родители имели маленькую бакалейную лавку. У отца родители промышляли извозом, а еще были они - огородники, выращивали знатные урожаи лука, хрена, огурцов. Чтобы купить этот дом, пришлось продать корову, жеребца, коляску и сбрую. Тогда и сейчас это место является престижным, поскольку находится в центре города. Несмотря на центр, тут же за домом просторный огород. У хозяйки в нем растут удивительные овощи: кабачки по 10 килограммов каждый.
Тамара Федоровна живет в своем знаменитом доме вдвоем с 40-летним сыном. Он работает в "Водоканале" оператором. Там же работает и ее дочь. По странному стечению обстоятельств их семейные дела так же, как и у героев фильма, складываются непросто. Сын разведен. У дочери муж в отъезде. Про свое "семейное счастье" Тамара Федоровна так и говорит: "Мужик у меня был плохой, пьяница, в 1957 году я с ним развелась". Одна поднимала четверых детей. Работала экономистом в горисполкоме. Жили скромно, работа - дом. Самым ярким и самым значимым событием их жизни стало "участие" их дома в съемках "Женитьбы Бальзаминова".
В их дворе работали, отдыхали, фотографировались, шутили известные актеры. Например, Георгий Вицин, сыгравший Бальзаминова, любил полежать в огороде на раскладушке. Екатерина Савинова, сыгравшая Матрену, охотно выпивала с хозяевами не одну чашку чая, за что и полюбили ее в этом доме.
Тамара Федоровна до сих пор не без гордости выходит к туристам. Степенно открывает ворота, показывает двор, рассказывает:
- Вот из этого окна маменька сваху увидела. Тут на дереве висел умывальник, где Мишенька умывался. Вот тут Матрена рубила дрова. Ставила самовар. А вот здесь по улице шла сваха. Рюмку водки ей подносили. Рюмку брали из дома. Теперь она стала домашней реликвией.
Надо сказать, внутри дома фильм не снимали - это происходило в студийных павильонах. А вот крыльцо, двор, улица - все натурально вошло в фильм. Дерево, на котором висел умывальник и вокруг которого Мишенька кружил с намыленными глазами, вымахало гигантских размеров. Сохранился амбар, с которого Мишенька гонял голубей. А вот сама голубятня не дожила до наших дней. Пришлось обновить и ворота, поскольку столбы от времени сгнили.
Дома у Тамары Федоровны не хуже, чем во дворе. Уютно, аккуратно. Накидки-ришелье покрывают пианино, импортную видеотехнику. На почетном месте лежит кассета с "Женитьбой Бальзаминова". Хозяева ее смотрят часто. И при этом в душе у этих простых людей всегда возникает ощущение праздника. Из окон горницы вид на часовню - глаз не оторвать!
Тамара Федоровна охотно вспоминает о тех временах. Достает фотографии. На них она - молодая, дети, еще маленькие, сняты рядом с известными артистами. Каждого артиста хозяйка дома знает по имени. Говорит почтительно. А в душе - счастье. Так дом э 13 подарил хозяевам особую судьбу.
иВсе хотят верить в сказку. Вот и идут люди к реальному дому Бальзаминова, чтобы прикоснуться к доброте. И неожиданно вспомнить: "Ну, маменька, что будет, то будет, а бегать от своего счастья мне нельзя".