Александра Маринина - автор мгновенно раскупаемых детективных романов. Недавно вышла в свет ее новая книга "Призрак музыки".
- Расскажите, пожалуйста, о вашем новом произведении.
-
Это книга о ревности. Преступление там совсем незамысловатое. Просто
женщина садится в машину, машина взрывается. Поскольку женщина
занималась бизнесом и была довольно состоятельной, то под подозрение
сразу попадает ее муж, который хочет, вероятно, остаться богатым
вдовцом. Его арестовывают, потом выпускают, находится истинный
убийца... Именно потому, что в каждой книге для меня само преступление
не является главным. Я его конструирую потом таким образом, чтобы мне
было удобно написать о том, о чем я хочу. Я хотела написать книгу о
ревности, причем о ревности мужчины к женщине, женщины к мужчине, о
ревности в дружеских отношениях, о самых разных видах этого чувства и
способах борьбы с ним. Вот это было мне интересно. Поэтому я придумала
совершенно незамысловатое убийство, на фоне раскрытия которого написала
книгу о ревности. Вот и все.
- В "Призраке музыки" снова действует ваша постоянная героиня Анастасия Каменская?
- Да, опять Настя. Она вернулась на Петровку и опять занимается любимым делом, только уже в звании подполковника.
- Вам не надоедает один и тот же персонаж?
-
Кроме Насти, там есть еще достаточно большое количество постоянных
героев. Это во-первых. Во-вторых, книга не о герое, не о том, как он
раскрывает преступление, а совершенно о других вещах. Меня увлекают
именно эти другие вещи. Героя я просто использую. Каждая конкретная
книга - это книга о мести, ненависти, ревности, любви. Сейчас пишу
книгу о смерти. Поскольку мне интересно это, то меня совершенно не
раздражает, что у меня один и тот же герой. Он помогает мне написать
такую книгу, которую я хочу.
- Наверняка вас постоянно спрашивают, есть ли в Насте Каменской ваши собственные черты.
-
Постоянно. И я постоянно отвечаю одно и то же: есть. Не все черты моей
героини списаны лично с меня, но определенная и довольно значительная
их часть совпадает.
- Какой у вас характер? Вы целеустремленный человек?
-
Нет, я очень ленивая. Я не боец. У меня быстро опускаются руки, если
что-то не получается, если меня кто-то обидел или покритиковал. Но я
очень усидчивая, волевая. И если вдруг понимаю, что надо, - тогда все.
Тогда могу головой тоннель прорыть. Хотя обычно придумываю себе сто
пятьдесят объяснений, почему не надо или не обязательно.
- Сколько всего книг у вас вышло на данный момент?
- Двадцать одна.
- Какая была самой первой?
-
Самая первая была написана в соавторстве, по предложению моего коллеги,
у которого был заказ на научно-популярную брошюру о наркотиках. Я его
подбила на то, что уж если писать вместе, то непременно детектив. Мы
очень быстро, за девятнадцать дней, написали книгу "Шестикрылый
Серафим". После того как ее опубликовали, я почувствовала некоторую
уверенность и решила: дай-ка попробую сама. Но псевдоним "Александра
Маринина" оставила.
- Кстати, почему вы взяли псевдоним?
- Боялась. Вдруг получится совсем плохо и меня засмеют. Будут показывать пальцем и говорить: "Графоманка сумасшедшая!"
- Как вы воспринимаете отрицательные рецензии?
-
Обижаюсь. Но только в том случае, если по тексту рецензии вижу, человек
книгу не прочитал или прочитал первые пять страниц и пять последних или
вообще ему кто-то ее пересказал. По рецензии это всегда очень видно.
Реагирую болезненно, потому что не понимаю: за что же человек так меня
пинает, чем
я так его обидела, за что он меня заочно ненавидит? Я понимаю, он бы
прочитал и высказал свои соображения по этому поводу. С некоторыми я
соглашусь - со стороны действительно виднее. С некоторыми нет.
- Вы используете в своих книгах какие-либо реальные факты?
-
Как вам сказать... И да, и нет. Я использую реальные факты, но совсем
не там, где вы думаете. Не в детективной линии. Не в самом
преступлении, которое я описываю, а в характерах персонажей, в их
судьбах, поступках, привычках. Поэтому многие люди узнают себя в моих
книгах. То есть если мой персонаж участвует в каком-то эпизоде, который
происходил в реальной жизни, мои знакомые, от которых я узнала о нем,
уже думают, что я действительно написала про них. И начинают: "Ты про
меня хорошо написала, но вот здесь ты написала неправду: я там-то и
там-то никогда не учился". - "Я вообще писала не про тебя! Я взяла
один-единственный эпизод из твоей жизни!" -"Нет, но все остальное тоже
очень похоже..."
А что касается криминальной стороны дела, то мне не
нужны реальные факты. Я столько знаю о преступлениях, что из своего
знания очень легко могу сконструировать любое, которое реально может
произойти и которое нужно мне, чтобы написать ту или иную книгу.
-
Наверняка есть на белом свете люди, которые носят те же фамилии, что и
герои ваших книг. Вам никто не предъявлял претензий из-за подобных
совпадений?
- Сто пятьдесят четыре раза! И еще какие! На меня даже в
суд хотели подавать. Какую бы фамилию я ни использовала, совершенно
естественно, найдется человек, который такую же фамилию носит. Еще Дейл
Карнеги объяснял, что для любого человека самые дорогие звуки - это
звуки его имени. Поэтому многие люди, увидев свою фамилию напечатанной,
тут же начинают идентифицировать себя с персонажем. И если персонаж им
не очень нравится, то они начинают возмущаться, считая, что автор
именно про них написал плохо. Особенно если автор - человек из той же
профессиональной среды. Есть основания полагать, что они сталкивались с
ним на работе или что кто-то ему о них рассказал...
- Сколько времени у вас уходит на одну книгу?
-
По-разному, по-разному. Рекордные сроки у меня есть: большая, толстая
книга, двадцать пять авторских листов, - за полтора месяца. Несколько
книг было так написано. Рекорд в обратную сторону - это книга
"Реквием", которая при своем объеме, четырнадцать с половиной авторских
листов, писалась восемь с половиной месяцев. Все зависит от здоровья,
ситуации в семье, нервного напряжения...
- Как совмещается сочинение детективов с домашним хозяйством?
- Никак не совмещается.
- Значит, по дому вы ничего не делаете?
- Ничего.
- Какие блюда, напитки вы любите?
-
Из напитков - кофе, грейпфрутовый сок, минеральную воду и белый
мартини. Из еды - сладкую кукурузу, крабовые палочки, слоеные пирожки с
капустой и сырокопченую колбасу.
- А самое любимое место, как в Москве, так и вне ее?
-
Моя квартира. Во всех других местах мне всегда плохо и некомфортно.
Только у себя дома я чувствую себя защищенной. Там все сделано по моему
вкусу, все мне удобно, приятно, привычно.
- То есть вы домашний человек?
-
Абсолютно. Иногда по три, по четыре дня, бывает, по неделе из дома не
выхожу. Хожу в теплой пижамке - красивой, но пижамке, а не костюме. В
теплых носочках, тапочках в виде собак с ушами.
- Как вы предпочитаете одеваться? Какой делаете макияж?
- Обувь люблю без каблука, желательно, на размер больше, чтобы уж точно ноге было удобно. Нравятся джинсы или брюки,
обязательно нетесные, в сочетании с водолазками или свитерами.
Существуют ситуации, когда нужно надеть вечернее платье или костюм.
Этого требуют правила. Но я такую одежду не люблю. Макияж вообще
предпочитаю не делать, если есть возможность.
- В вашей книге
"Стечение обстоятельств" есть очень интересная теория: стоит изменить
прическу и манеру одеваться, двигаться - и человека уже невозможно
узнать. Вы использовали это когда-нибудь на практике?
- Более того,
была даже специальная телевизионная передача из цикла "Мир красоты",
авторы которой продемонстрировали всем, что я говорю чистую правду. Мне
сделали такой макияж, такой парик, что никому и в голову не могло
прийти, что это я.
- Кстати о телевидении... Ваши книги уже собираются экранизировать, не так ли?
-
Да. Это будет многосерийный фильм режиссера Юрия Мороза. Он известен по
фильмам "Черный квадрат", "Подземелье ведьм". Продюсером и
художественным руководителем этого проекта будет Валерий Тодоровский, а
главную роль сыграет Елена Яковлева.
- Какие писатели вам нравятся?
-
Очень люблю Куприна, Грина, Цвейга. Я могу, не глядя, вытащить любой
том из собрания сочинений, на любом месте открыть и получать
наслаждение от чтения.
- Сейчас книжные магазины заполнены
криминальными романами. Чем можно объяснить эту детективную волну?
Раньше их было намного меньше...
- Читать-то хотели всегда. Из рук в
руки передавали, записывались в очереди в библиотеки. Вот теперь,
наконец-то, читательский аппетит удовлетворяется. Ведь когда долго
голодаешь, потом начинаешь быстро-быстро-быстро есть. Вдруг отнимут.
Сейчас
и современной литературы-то нет, кроме детективов. Нормальному человеку
всегда интересно почитать что-нибудь про современную жизнь. Но про
современную жизнь у нас сегодня пишут только в детективах.
- Вы читаете детективы Дашковой, Малышевой? Как вы к ним относитесь?
- Читаю.
Могу сказать только одно: я рада, что появилось много женщин, пишущих
детективы. Это означает, что все мои хождения по мукам, когда я
доказывала свое право на существование, были не напрасны.
- Вам пришлось доказывать свое право на существование?
-
Конечно. От меня требовали, чтобы я сменила псевдоним на мужской, иначе
мои книги не будут продаваться. Когда издатели убедились, что книгу,
написанную женщиной, можно продать даже в серии "Черная кошка", они
стали печатать всех остальных.
- Зато теперь...
- Ну не
знаю, что теперь. Мне приятно, что меня узнают на улицах. Мне приятно,
что так много людей пришли на презентацию моей новой книги. Не буду
кривить душой и говорить: "Ах! Я от этого устала!" Как любой нормальный
человек, радуюсь, когда мой труд оценивается достаточно высоко.
- Скоро у вас будет собственный фэн-клуб!
-
Оказывается, в Белоруссии он уже есть! Я об этом совершенно случайно
узнала. Полгода назад мне об этом сказала одна издательница из
Белоруссии, которую я встретила на книжной ярмарке. В этом году во
Франкфурте я встретила других белорусских издателей и, конечно, робко
так поинтересовалась, знают ли они что-нибудь о таком фэн-клубе. Они
говорят: "Да, да, разумеется! Знаем! Он действительно существует!"
Жалко, что я не могу прийти к ним, потому что это не в Москве.
Интересно познакомиться с людьми, которые до такой степени мои
поклонники, что даже фэн-клуб организовали. Клуб маринистов.