НАДИР
ШИРИНСКИЙ. Это имя хорошо известно истинным ценителям русского и
цыганского романса. Исполнитель, исследователь, организатор,
коллекционер. Участник и лауреат музыкальных фестивалей и конкурсов.
Романтик
и эстет. Этот человек живет в мире поэзии и музыки. В мире любви и
безоглядной преданности одному из самых изысканных и чувственных
музыкальных жанров - романсу. Сегодня Надир Ширинский в гостях у
"Работницы" вместе со своей уникальной коллекцией подлинных фотографий
звезд русской эстрады и академического романса конца XIX - начала ХХ
века.
С ним беседует журналистка
Жанна Шанурова.-
Надир, почему, имея классическое специальное образование, прекрасный
голос, вы отдали предпочтение не классике, а такому, несколько
старомодному жанру, как романс? Что вас, человека молодого, так в нем
привлекает?
- Романс - это прежде всего красиво. Прекрасные стихи,
глубина чувств, дивные созвучия, особая интонация. Романс отражает то,
что человек переживает в реальной жизни, но отражает в поэтической,
возвышенной форме. Мне кажется, у многих сложилось несколько упрощенное
представление о романсе - возможно, сказывается недостаток знаний. Не
всем известно, допустим, что есть салонный дворянский романс,
городской, бытовой, академический, цыганский.
У меня в репертуаре
есть романсы, в которые я в разное время влюблялся беззаветно, как в
женщин. Вот так было с романсом "Мне снился день, который не вернется":
я представил себе всю безысходность, страшную тоску, роковую страсть и
безответность, безнадежность. Это сжимает сердце...
- То, что вы исполняете, как-то связано с вашей личной жизнью?
- Мне бы не хотелось об этом говорить. Пусть это останется тайной.
-
На ваших магнитофонных альбомах - "Россия", "Неизвестная музыка
дворянской России", "С любовью москвичам" - много романсов, неизвестных
или мало известных широкой публике. Как вы их находите?
- Много
времени провожу в музыкальных архивах, разыскиваю утраченные ноты.
Нередко эта работа дарит замечательные открытия. Например, есть романс,
который часто пела Изабелла Юрьева, "Он уехал". "Он уехал, он уехал,
слезы льются из очей..." Когда я услышал его, влюбился без памяти, стал
искать его ноты, наконец, с большим трудом достал, но... вариант
оказался не тот, что исполняла Юрьева. Тогда я поставил себе цель найти
запись именно в ее исполнении. Нашел и уже с нее сделал романс, который
включил в свою программу.
- Изабелла Юрьева не только великолепно пела, но и была очень эффектной женщиной. А каков ваш идел женщины?
-
В моем представлении женщина - некое волшебное, загадочное создание,
которое пахнет духами и туманами, но только не табаком. Когда встречаю
женщину с сигаретой, для меня рассыпается
ореол ее таинственности, гаснет, не родившись, чувство влюбленности,
как бы хороша она ни была. Мне очень близки образы женщин рубежа XIX-XX
веков. Не случайно, когда я выставляю где-либо свою коллекцию
дореволюционных снимков - звезд сцены прошлого века и начала нынешнего,
а я собираю ее весьма давно, - все останавливаются у фотографий со
словами: "Боже, какие лица!".
- В таком случае, кто ваш кумир среди женщин прошлого века?
-
Из русских певиц меня особенно пленяет Анастасия Вяльцева. Жизнь
артистки - это чудесная история Золушки, сказочное превращение бедной
провинциальной ученицы ателье дамского платья в звезду эстрады первой
величины, одну из самых богатых женщин России. В начале века про ее
искусство говорили, что оно очень эротично. Не только голос и манера
исполнения, но все способствовало этому: мимика, жесты,
умопомрачительные платья, туалеты, украшения, меха. Глядя на фотографии
Вяльцевой, я всегда восхищаюсь ее необыкновенной, чисто женской
притягательностью и ее... талией.
Еще одна артистка, в которой души
не чаю, - первая красавица Мариинской оперы Мария Кузнецова-Бенуа. Она
была выдающейся оперной и камерной певицей, балериной, музыкальным и
общественным деятелем. После революции эмигрировала и на деньги мужа -
французского банкира, племянника известного композитора Ж. Массне -
создала "Русскую частную оперу в Париже". Во многом благодаря ей Запад
открыл для себя нашу музыкальную культуру.
- Я вижу в вашей коллекции дивную по красоте фотографию итальянки Лины Кавальери. Расскажите немного о ней...
-
Она была одной из красивейших женщин своего времени и настолько
популярна в России, что ее снимки висели практически в каждом доме. До
того, как выступать на театральных сценах, она была танцовщицей и
ресторанной певицей. А больших успехов в вокале добилась только
благодаря целеустремленности и решимости. И стала не только выдающейся
оперной певицей, но проявила себя на литературной ниве - написала
мемуары, публиковалась в известных американских газетах. Меня восхищает
в ней полная гармония всего: внешности, ума, железной
воли. Моя влюбленность в Лину Кавальери подвигла меня на создание
очерка о ней; я листал справочники, копался в архивах библиотек - я
хотел знать о ней все. Перерыв таким образом кучу материалов, обнаружил
массу интересных фактов и создал первый в нашей стране полноценный
очерк о ее пребывании в России.
Вызывает в моем сердце восторг и
другая итальянка - Аделина Патти, которая много гастролировала в России
и слыла любимицей меломанов всего мира. Она одной из первых решилась
запечатлеть свой голос в грамзаписи. Техника того времени была очень
несовершенна, и многие великие певцы, послушав себя на граммофонной
пластинке, не давали разрешения на выпуск своих записей. Но Патти была
решительной женщиной. Хотя к тому времени, когда появился граммофон, ей
было уже около семидесяти, она сделала записи нескольких оперных арий.
Фотографии ее - большая редкость, а та, что у меня есть, датирована
1871 годом.
А знакомо вам имя шведской певицы Зигрид Арнольдсон?
Интересная артистка, красавица - шикарные волосы ниже колена!.. Она
тоже регулярно приезжала в Россию, пела в русских операх: в "Русалке"
Даргомыжского, Татьяну в "Евгении Онегине".
Вообще, я достаточно много знаю о жизни и творчестве каждой из тех, к кому обращено мое сердце.
- В вашей коллекции есть и фотографии певиц нашего времени. Интересно, кто из них занимает место в вашей душе?
-
Например, замечательная грузинская певица Кэто Джапаридзе. Все в ней
подкупает: и чарующий голос, и своеобразная восточная красота, и ее
интеллектуальность. Чтобы выйти на сцену, она ровно полжизни училась
вокалу. Еще одна моя любовь - создательница театра "Ромэн" Ляля Черная.
Рассказывают, что когда она шла по улицам Москвы, оборачивались даже
женщины, пораженные ее красотой. Она свела с ума многих великих
современников...
У Ширинского необычное имя - Надир. В переводе с
арабского означает: неповторимый. И еще - это имя ему дали в честь
Надира - героя оперы Бизе "Искатели жемчуга". Не правда ли, есть в этих
совпадениях нечто пророческое...