Солоно-солоно сердцу досталось

Юрий Александрович Завадский... Патриарх русского театра, знаменитый режиссер, блистательный актер. Более тридцати лет он был главным режиссером Театра имени Моссовета, прославившегося замечательными спектаклями, звездным актерским составом. Герой Социалистического труда, лауреат всевозможных премий, сегодня он известен всему миру! Но мало кто знает, что его первые шаги в искусстве, его удивительный облик восхитили и вдохновили поэта Марину Цветаеву: Всем пророкочет голос мой
крылатый -
О том, что жили на земле
когда-то
Вы - столь забывчивый,
сколь незабвенны...Они познакомились в октябре 1918 года в Театральной студии Евгения Багратионовича Вахтангова. Ее привел сюда поэт и режиссер Павел Антокольский.
Завадский сразу поразил Цветаеву: своей статью, высоким ростом, каким-то античным разворотом. Да что тут говорить, это был красавец!.. Элегантный, стройный, с золотыми кудрями и неожиданно падавшей на лоб седой прядью (в двадцать-то три года!), огромными синими глазами, в которых Марина Цветаева увидела "что-то ангельское...". Конечно, она безумно увлеклась ярким молодым актером и - полились стихи...Ваш нежный рот -
сплошное целованье...
Любовь ли это - или любованье,
Пера причуда - иль первопричина,
Томленье ли по ангельскому чину -
Иль чуточку притворства -
по призванью...
Здесь, в Мансуровском переулке, Марина Цветаева впервые открыла для себя волшебный мир театра. Очень скоро увлекалась она и самой студией, и студийцами, их молодым горением, бурным весельем, каким-то волевым напором, энтузиазмом. Их всех, почти ровесников, она, несмотря на молодость, бьющую через край (ведь двадцать шесть всего!), всерьез ощущала сыновьями: "Ибо я давно уже была замужем, и у меня было двое детей, и две книги стихов, - и столько тетрадей стихов! - и столько покинутых стран!.." Она казалась себе старой, "как скала, - непомнящая, когда началась..."
А время в России было тяжелейшее - гражданская война. "На Донском песке красная кровь лилась"... Голод, холод, разруха. И - наперекор времени эти молодые люди дерзостно искали новые пути в театральном искусстве. Это был вызов, жизнь "против течения", что всегда так нравилось "беззаконнице" - строптивой и мятежной Марине Цветаевой.
Я с бандой комедиантов
Браталась в чумной Москве...
Невольно она поддалась этой стихии; заразилась гениальными идеями рано умершего реформатора театра ХХ века Евгения Вахтангова. И неожиданно открыла в себе талант драматурга. Но - в начале были стихи. Без них, вероятно, ничего и не могло бы состояться для Марины Цветаевой, все осмыслявшей и все чувствовавшей стихами.
Ежедневно, начиная со второго ноября 1918 года, она писала, она дарила Ему стихи. Не сыграла ли здесь какую-то роль исполнявшаяся в конце ноября "блаженная дата" - двадцатичетырехлетие Завадского?.. Но, конечно, главное - завороженность! "Была полная завороженность..." - не раз говорила она впоследствии. Другого слова Марина и подобрать не хотела для своего чувства.
Завороженность! О, какая радость: она - и госпожа, и повелительница ее судьбы. Она надиктовывала ей стихи, так легко собравшиеся в цикл "Комедьянт" (ноябрьЪ - декабрь 1918 года). Позже Цветаева присоединила к циклу "Комедьянт" и несколько опусов из цикла "Плащ" (правда, это было уже в эмиграции, в Париже). Плащ... Символ интриги, сцены, актерства, авантюры, яркого исторического события. Божественный образ...Плащ, шаловливый, как руно,
Плащ, преклоняющий колено,
Плащ, уверяющий - темно!
Гудки дозора. - Рокот Сены. -
Плащ Казановы, плащ Лозэна,
Антуанеты домино!
Как виртуозно обыгрывается ею слово-образ "плащ". Он шаловливый и грозный. Да, это ведь и домино казненной Антуанеты. А сколько куртуазной прелести, сколько грации в плаще Казановы, в плаще Лозэна... Это все герои, которых, по ее воле, должен был играть Завадский. Поэтому так легко в вечерней тьме представляется и изысканный плащ - Завадского...
Первоначально цикл "Комедьянт" состоял из 14 стихотворений. Для подготавливаемого Цветаевой сборника стихов 1940 года, уже в России (осталась только рукопись: книга не вышла), последнего прижизненного начертания автором свода стихотворений, был создан заново цикл "Комедьянт" - уже из четырех стихотворений. Важно заметить, что она посчитала этот цикл, относящийся к ее трудной молодости, одним из лучших. Этот последний вариант "Цикла" (1940 года) печатается во всех выходящих ныне ее сборниках.
В бурном потоке, полете стихов, соединенных в этот цикл, ясно ощутимы и образ и облик актера-комедьянта, человека театра, противоречивого и странного, но "с нежным и прекрасным лицом"... Да, того Юрия Завадского, которого все знали и не знали. Марина Цветаева поведала нам, что ее "крылатый голос" донес миру лирическую весть: вот жил на земле когда-то этот "забывчивый и незабвенный" Актер - "с нежным ликом", холодным ликом, "знобящим грудь, как зимние моря", - Юрий Завадский. Как чудно звучит ее признание...Друг, разрешите мне
на лад старинный
Сказать любовь,
нежнейшую на свете.
Я вас люблю...
Всегда у Цветаевой свой голос, так виртуозно совмещающий почти несовместимое - "старомодную учтивость и бунтарство"! (Илья Эренбург.) У нее - своя стиховая поступь, свой, ни на кого не похожий, синтаксис, в котором ощутим и ее внутренний широкий, а иногда и резкий жест, и ее феерический полет мысли. Поэтому и ЕЕ Завадский - своеобразен, прекрасен, странен... Вечен!
Но от нее, такой завороженной, как ни странно, Юрий Завадский как-будто чуть уклонялся. Цветаева - как всегда, натура активная, волевая, темпераментная - была и в этом "романе" стороной одаривающей. Никто не хочет "любви, которая вечно горит в моем сердце...". Но ее любовь пугала мужчин своей чрезмерностью. Тема разъединенности - любимой с любимым, судьбы с судьбой, человека с человеком - вечная боль Цветаевой. Пьеса об этой разъединенности, "Ариадна" - автопортрет поэта.
Она видела Юрия Завадского на репетициях, спектаклях, на читке пьес, на вечеринках, общих прогулках... Сценическая игра его, вероятно, нравилась ей, трогала ее. У него, как ей тогда казалось, была чуть "женственная душа". Но не обладала ли эта душа "способностью нравиться, которая сама по себе есть дар"? В нем был неотразимый человеческий и "театральный шарм".
Позже Цветаева, уже остыв, отпылав, писала: Завадский "выказать - может, высказать - нет". Он прекрасен на сцене, "то есть там, где вовсе не нужно быть, а только являться, представлять, проходить, произносить". Что это? Но тогда, в восемнадцатом-девятнадцатом годах, она лишь для него писала свои романтические пьесы и драматические поэмы. Они оба выковывали свою технику мастерства и обольщения. И лично я вижу в цветаевской притягательности прямую противоположность той художественной обольстительности, которой обладал Завадский. Не об этом ли говорит и сама Цветаева?Вы столь забывчивы,
сколь незабвенны.
- Ах, Вы похожи на улыбку Вашу!
Сказать еще? - Златого утра краше!
Сказать еще? -
Один во всей вселенной!
Самой Любви младой военнопленный,
Рукой Челлини ваянная чаша.
Да, она любила... И было, было человеческое страдание. Хотя, как бы оправленное в изысканный стиль. Она уже понимала: чувства ее разбиваются о холодность его сердца. Что-то не сходилось в их интимных отношениях: темпераменты, степень чувственности. Что-то не сходится - самая малость!
Кто мне в задачке исправит ошибку?
Солоно-солоно сердцу досталась
Сладкая-сладкая ваша улыбка!
Голос Женщины-Цветаевой не всегда совпадает с голосом Поэта-Цветаевой. Поэт, прекрасно ощущая несерьезность любовной игры своего героя, пытается уверить читателя, а больше самое себя, что весь этот роман - почти театральное действо, за которым она сама следит как бы со стороны. Не любовь, а лихорадка!
Легкий бой лукав и лжив...
А что же после "боя" остается? Легонькая стопка восхитительных стихов. В них-то навсегда останутся жить, слитые в дивную гармонию две личности. И, как ни странно, две полярные в искусстве фигуры: "Младой военнопленный любви" - Юрий Завадский, и она - Поэт. Но Она победит! Будучи даже - в реальности - отвергнутой! "Порукою тетрадь - не выйдешь господином!"... Ну а разве не сладостно ощутить это?..Образ "Комедьянта" - через двадцать лет - по-новому, трезвее ожил в ее "Повести о Сонечке". Там Юрий Завадский довольно жестко выведен в образе Юры З. А это, надо учесть, - один из главных героев повести. Цветаева не пыталась на этот раз ни обвинять, ни оправдывать, а лишь показать, раскрыть психологическую сущность характера, натуры героя своей повести.
Трудно представить, что цикл "Комедьянт" и "Повесть о Сонечке" написаны одним автором. Мне вспоминаются в связи с этим слова Бориса Пастернака: "Цветаева была женщиной с деятельной мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой. В жизни и в творчестве она стремительно, жадно, почти хищно рвалась к окончательности и определенности, в преследовании которых ушла далеко и опередила всех..." ("Люди и положения".) Вот суть ее характера!
Когда в 1976 году в "Новом мире" была напечатана часть ее повести - "Павлик и Юра", - Москва "загудела": искажен образ Завадского. А сам Юрий Александрович посчитал, что Цветаева его опозорила. Да, в повести была язвительность, была беспощадность. Вот отрывок из нее: "Перед самым моим отъездом из России, уже в апреле 1922 г., в каком-то учреждении... на большой широкой каменной лестнице, я его встретила в последний раз. Он спускался. Я поднималась. Секундная задержка, заминка - я гляжу и молчу - как тогда, как всегда: снизу вверх, и опять лестница! Лицо - как пойманное, весь - как пойманный, забился как большая птица...
Прощайте, Ю.А., совсем прощайте, я на днях уезжаю, совсем - уезжаю...
И вверх, а он - вниз. И - врозь"...
Странно!
Ведь именно Юрию Завадскому были посвящены (а лучше сказать: щедро подарены) все романтические пьесы Марины Цветаевой. Серьезное увлечение Завадским как бы перебросилось и на героев ее пьес - Джакомо Казанову, великолепного авантюриста (автора потрясающих, непревзойденных по художественности мемуаров, которые когда-то подарил Марине Цветаевой ее друг и почитатель Максимилиан Волошин), романтичного и дерзкого герцога Лозэна, погибшего на эшафоте... Шесть пьес! "Фортуна", "Феникс", "Червонный валет", "Каменный ангел", "Приключение", "Метель", отчасти - и "Ариадна" (но она написана позже, и вдохновлена не только Завадским). Какие это прекрасные пьесы! И все - Завадскому, как "ураганное приношение". Тем более удивительно, что Юрий Александрович не поставил ни одной ее пьесы в своем театре. Творческая жизнь их, к сожалению, шла врозь. А как могло быть иначе? Думаю, Завадский понял, что Цветаева совсем не такая, как все, женщина, что ее любовь может и погубить. Для тех, кто к ней особенно приближался, она оказывалась и особенно трудна.
Однажды Цветаева призналась своей подруге: "Боюсь, что беда (судьба) во мне, я ничего по-настоящему до конца, т.е. без конца, не люблю, не умею любить, кроме своей души... Мне во всем - в каждом человеке и чувстве - тесно, как во всякой комнате, будь то нора или дворец. Я... всегда живу вне себя. Эта болезнь неизлечима и зовется: душа".
Но отношения (с Душой) - это бездна. Это неизмеримо более глубокое, чем обычно бывает, общение с человеком, возлюбленным, другом... И значительнее, и серьезнее, и глубже, и безмернее обыденных общений. Сила такого общения у Цветаевой достигала огромной интенсивности, особенно если речь шла о любви. Но не в том, общепринятом у нас смысле. "Людям нужно другое, чем то, что я могу им дать", - писала Цветаева. О, как она страдала от все усиливающейся несовместимости с дорогими ей людьми.
Глубоко обдумывая свои отношения с Завадским, она ощущала, что ее все время угнетает, тревожит этот "рокот божественной вечности". Рокот... опрокидывающийся на ее "бессмертную Душу". И, заключая цикл "Комедьянт", Цветаева напишет:Бренные чувства и бренные руки
Слепо разрушили вечность мою
С вечной Душою своею в разлуке -
Бренные губы и руки пою.
А "Священный глас" с темного Неба шептал, нашептывал ей:
- Женщина! Вспомни бессмертную душу!
Но земная и поэтическая жизнь Цветаевой всегда шла под знаком ее страстных и бурных привязанностей. Симфонию Любви, которую представляет ее творчество, можно объяснить, только зная "безмерность" ее страстей и глубину ее мучений. А горестную реакцию - в конце - она часто умела маскировать иронией, сарказмом, злостью. То, что мы и увидели в стихах, обращенных к Завадскому, а затем в "Повести о Сонечке". Думаю, что о Цветаевой (с ее "безмерностью чувств") можно сказать: она была способна как на любовь, так и на "нелюбовь"!..

Как живется, вам с другою -
Проще ведь?..