Слово о молитве

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ ВАТОЛИН прожил большую многострадальную жизнь. Сын крестьянина, он много лет работал учителем в школе, а потом в 50 лет по глубоким религиозным убеждениям принял сан священника и более двух десятилетий подвижнически служил Церкви. Из них 17 лет - в селе Таборы Пермской области.
Человек редчайшей сердечной доброты, мудрый и благочестивый пастырь, он, завершив свое земное служение в 1997 г., оставил нам как духовное наследие замечательные свои проповеди. Одну из них мы сегодня печатаем в сокращенном виде.

ДОРОГИЕ БРАТИЯ И СЕСТРЫ! МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ ПОГОВОРИТЬ С ВАМИ О МОЛИТВЕ.


Молитва - это беседа человека с Богом. Мы с вами знаем, что молитва может быть частной: Анатолий молится, Петр молится, Дарья молится. Молитва может быть и семейной. Христос говорит: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них".
И еще молитва бывает церковной. Иоанн Златоуст говорит, дома ты будешь повторять, допустим, сто раз "Господи, помилуй!", а в церкви вы все одним вздохом скажете, сто человек, разом выдохнете: "Господи, помилуй!". Сила! Вот в чем разница.
Нам говорят: "Как Бог слышит?". А как слушаете вы сейчас радио и телевизор? Мы, люди, творения Божии, достигли такого совершенства, что Москву можем слушать, Нью-Йорк. Один человек говорит, а вся земля слушает или смотрит. Так тем более о Боге-то что ж говорить - слышит! Любой молится - звоночек Там. В любое время.
Всякое утро, когда мы встаем, мы совершаем утреннюю молитву. Пусть она будет даже краткой, но ее надо обязательно совершать, поблагодарить Бога за прошедшую ночь. Потому что многие ложились и не вставали. Многие в сорок первом году не успели пробудиться, а бомбы их умертвили уже. И счастлив тот, кто лег с молитвой и попросил благословения Божия. Утром, помолившись, надо просить благословения на предстоящий день. Ведь день есть день. И тоже кто-то проживет его, а кто-то и нет. Армения-то, вспомните-ка. Садились за парты, за станки вставали... И не думали, что это их последний выход. А те, которые ехали в поезде под Уфой? Сотни людей, косточки которых потом собирали, они и не думали, когда садились в поезд... Вот почему важно и утром, и вечером и благодарить Бога, и просить у Бога благословения.
У нас, у православных, специальные есть молитвы. Сейчас молитвенники есть везде, вы их, наверное, читаете. Только надо вникнуть в эти молитвы. Не просто механически читать. Конечно, могут встретиться в молитвах слова некоторые непонятные. Но есть словари, братия. Или кого-то спросить можно. И еще, прежде чем начать молитву, надо сердце примиренное иметь. У Матфея Евангелиста сказано, что, если ты пришел к жертвеннику и вспомнил, что ты кому-то что-то должен, то есть, может быть, обидел, вернись, отдай твой долг. Примирись, а тогда приходи, и жертва твоя будет принята. Это касается и всякой молитвы. У нас в семье отец и мать прежде чем на молитву встанут, друг у дружки прощения просят: "Простите ради Христа". Взаимно. Или в церковь пойдут - то же самое.
Молитва перед едой, молитва после еды. Я вот сейчас смотрю - это все нарушено, братия. Кто прибегает - и скорей ест, как попало. Я вот помню в детстве: кто пораньше кончил, а сидит за столом, виду не подает. Когда уж все поедят, тогда встают, благодарят Бога. А сейчас не стало этой семейной молитвы. Жизнь нынче эти все духовные связи разрушила. И мы не знаем, как это выправить. Но ведь молитва семейная сплачивала всех.
В основном сейчас - молитва частная. И то надо дожидаться, пока домашние уснут. Так уж, говорю своим верующим, ты на постели-то хоть под одеялом как-нибудь молись, не засыпай без молитвы. И огради свою комнату обязательно крестом, все четыре стороны. Огради свою постельку трижды от головы до ног крестом "Во имя Отца", и молитву читай: "Да воскреснет Бог". Как я говорю: "Пусть она мне послужит местом отдыха, а не смертным одром. Дай, Господи, покой на этой постельке". Все надо ограждать, братия, крестным знамением.
Самая главная молитва, вы знаете, которую нам Господь дал, - "Отче наш". В этой молитве мы себя сознаем детьми Божиими: Отче наш. Раз наш Отец, значит, мы - дети Его. А дальше прошения начинаются, а в конце просьба, чтобы нам в какие-то искушения не впасть, чтобы Он избавил нас от лукавого.
И самая краткая молитва, очень нужная для нас, которая должна сопровождать нас везде и всюду, днем и ночью, - это молитва Иисусова: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго (или грешную)". Эту молитву мы должны повторять, сколько можно. Вспоминаю бабку свою. Вот она ходит, ходит по кухне, видно, творит эту молитву про себя, а потом выдохнет: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!". Видимо, творит молча-то, и надо ей прервать молчание. Нет-нет опять: "Господи, Иисусе Христе..." Вот так нам бы надо.
Была дана заповедь Богом: "... шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, - Господу Богу твоему". Вот так, дорогие братия и сестры, Бог заповедовал нам - седьмой день Ему отдавать. Отдавать на молитву, отдавать на добрые дела. И многие добрые дела вменятся в молитву. Представьте себе, что где-то недалеко от вас, а пусть и далеко, больной человек лежит. И некому ему волосики расчесать, некому ему лекарство подать, некому ему похлебку сварить. Тогда, помолясь и благословясь в воскресенье, идите к этому человеку, если у вас не было другого времени. Идите, и вам вменится этот воскресный день как в богослужение.
А теперь - церковная молитва. Когда мы в храм на церковную молитву приходим, самое главное - сосредоточиться на молитве. Если языком мы и будем молиться, а сердце далеко будет отстоять (а Бог видит сердце человека!) - грош цена нам будет от такой молитвы. Все сердце, весь сгусток энергии нашей человеческой должен быть направлен к Богу. Чтобы мы как бы восстанавливали ту разрушенную связь, которую грех положил между нами и Богом.
Мы - православные - привыкли молиться перед иконой. Икона - это образ Бога. До пришествия в мир Христа запрещено было какие-либо делать изображения Бога. Но когда пришел Христос на землю, когда мы увидели Его не только как Бога, но и как Человека, мы стали Его изображать в виде Человека. Потому что Христос - Богочеловек. Мы молимся перед иконой, перед образом, и мы видим Toгo, Ктo изображен, мы кланяемся не дереву, как нас упрекают порой сектанты. Мы кланяемся не краскам, не серебру, не золоту кланяемся, мы кланяемся Тому, Кто изображен на этой доске или бумаге.
И когда мы молимся, мы творим, еще крестное знамение. Это очень важно, братия. Мы как бы в свидетели призываем распятого Христа. Сам Спаситель мира, распятый за мои грехи на кресте, я Его в свидетели призываю, Его помощи прошу. Мы, православные, крестимся так: три великих перста (я не привык говорить пальцы, персты по-церковному) правой руки складываем ровно и вместе - это образ Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святый. И два перстика прижаты к ладони. Что значит: Бог сошел на землю, остался Богом и стал еще Человеком.
Всякую молитву, какую бы мы ни произносили Богу в своих прошениях, надо обязательно заканчивать: "Господи, пусть Твоя воля будет". А то ведь мы говорим: "Вот просила, просила, а толку нет никакого". Да разве, братия и сестры, так бывает? Ведь если вы живете по-христиански, вы свою волю сливаете с волей Божией и все примите как из руки Божией. Не исполняется молитва в настоящем, значит, что-то не нужно мне в это время, о чем я прошу. А может быть, пройдет год, два, а может, три, а может, всего день, два - и Бог ее исполнит. Тогда, когда мне это прошение полезно будет.
Самое главное, чтоб молитва шла от чистого сердца, чтоб ваш дух, ваша душа соединились бы с ней, чтобы грех не препятствовал этому. Молиться можно на всяком месте, при всякой скорби и радости. Летом я часто выхожу в огород, солнышко всходит, парок поднимается: "Господи! Как хорошо-то!". Молитва ведь? Молитва! Прославляю Бога. Или когда мы кончим дело: "Слава Тебе, Господи!". Или: "Благослови, Господи". Или, как я школьников часто учу: трудно тебе на уроке стало, а ты мысленно: "Помоги, Господи! Помоги, Матерь Божия! Помоги, Ангел-Хранитель! Трудно мне, спутался маленько".
А можно ли своей молитвой молиться? Конечно, можно. И я часто молюсь, что-то прошу. Тут вот у меня письмо, Мария прислала, христианочка, и пишет: "Глаза болят. Помолись ты Симеону-то Праведному, батюшка". Вот я письмо прочитал, а икона передо мной Симеона. "Вот видишь, бабушка-то что просит, Симеон Праведный. Помоги ты ей, Марии-то. Она немощная, старая, а глазоньки нужны". Не возбраняется такая молитва.
А есть ли у нас сейчас такие молитвенники в гражданском нашем обществе? Есть, братия. Как-то я пошел на выставку Ильи Глазунова и посмотрел его картину "Сто веков", братия, - это молитва. Сама картина - молитва. Вся Россия представлена святыми мужами! Во главе Крест Христов, который упирается в небеса. А мы у его подножия со всеми святыми мужами и женами, и детьми. О!.. Это сама картина - молитва.
А сколько у Нестерова, у Васнецова, у других художников картин-молитв. А сколько ученых, глубоко верующих! Михаил Васильевич Ломоносов прямо говорил: "Сама природа благовествует нам Евангелие Божие", братия и сестры. Или, возьмите, врач Пирогов Николай Иванович. Он говорил, что мать первую молитву творит над дитем, когда у груди держит, и первое крестное знамение ему делает. Вот, матери, не забывайте это, и бабушки, не забывайте - ЧТОБЫ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ НАШИХ ЖИТЬ С МОЛИТВОЙ.Тем, кто хочет познакомиться с жизнью и служением протоиерея Александра Ватолина, советуем прочитать книгу Виталия Богомолова "Тесными вратами" (Пермь, Православное общество "Панагия", 1998), откуда и взята его проповедь о молитве.