"Христос воскресе!"

В конце XIX века проповеди протоиерея Валентина АМФИТЕАТРОВА в московском храме Святых Константина
и Елены, а потом и в кремлевском Архангельском соборе
собирали сотни и сотни молящихся. Прошли годы,
но его слова не утратили
своей силы и благодати.Один учитель Церкви говорит, что в этом приветствии заключается все богословие, все вероучение, весь догмат христианской веры. Существуют различные отношения сего радостного приветствия к человеческому сердцу: одним это приветствие сладостно, отрадно, для других оно ничего не составляет, они к нему безразличны, и, наконец, для третьих оно ненавистно. Таким образом, всех людей можно разделить на три отдела. Первые любят Христа, для них Христос - все: их друг, их брат, их благодетель, они любят Его больше, выше всех, для них эти два слова - "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ" - милее, радостнее всех песнопений - и Христос их любит. Другие и любят Господа, и не любят - они равнодушны к Нему. Наконец, третьи, для которых это приветствие ненавистно, - это те, которые отвергают Господа и которых отвергает Господь.
Если для кого это приветствие радостно и всегда дорого, это значит, что Господь его возлюбил, как бы вселился в него, и в Евангелии сказано: "Если кто возлюбит Меня и Отца Моего возлюбит, и Я возлюблю того, и обитель в нем сотворю"; в другом месте сказано: "Если что просите у Отца во имя Мое, то дастся вам".
Еще один вопрос: как мы любим Господа? Любить можно разно: можно любить крепко, всем существом, и можно любить так себе, как бы в силу случайности, - вот такая любовь непрочна и негодна, и да избавит Господь нас всех, христиан, от такой любви; такие люди скоро забывают Господа. Но нужно так полюбить Христа, чтобы совсем отдаться Ему, чтобы Он был для нас всем: другом, отцом, благодетелем, выше всякого благодетеля, и тогда-то, вот тогда-то не только своими грешными сердцами, но и всеми своими костями мы воскликнем: "Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!"
"Радуйтесь, мир вам!" Сии слова произнес Иисус Христос, когда явился после славного Своего воскресения ученикам и женам-мироносицам. Мир и радость - это та же благодать Господня; в ком мир, в том и Господь. Христос по воскресении даровал мир миру грешному, миру немирному.
Перед крестными страданиями Своими Господь сказал ученикам Своим: "Се наступают дни великой скорби, вы восплачете, а мир возрадуется". И действительно, при взятии Господа произошло великое смятение, великое уныние между Его учениками. Доказательством того, что мира у людей не было, могут служить жены-мироносицы - эти чистые жены, исполненные высшей духовной радостью. И вот когда они пришли ко гробу и не нашли умершего Господа, то они впали в уныние, думая, что надежда их порвалась, что она висела на тоненькой ниточке. Но когда они увидели воскресшего Господа, тогда все изменилось, сердца их наполнились уверенностью и великой радостью, в них поселился мир - БЛАГОДАТЬ.
Кроме жен-мироносиц, мир Господень почил и на других великих людях, именно на апостолах, которые оставили всех и все и последовали за Господом, на Иосифе Аримафейском, благообразном, который с любовью обвил тело Господа плащаницей, на вдумчивом Никодиме; и этот лик славных свидетелей Христова воскресения всегда хранил мир, а следовательно, и образ Господа.
Если же кто, подобно апостолам, из пламенной любви ко Господу расстанется со своим прошлым и последует за Господом и если на его подвижническом пути вдруг внутри что-то злое шевельнется в нем и скажет: "Оглянись, что ты оставил за собой", то такой христианин призови только с верой воскресшего Господа - тогда душа твоя покроется непроницаемой пеленой и в святыню души не проникнет никакой соблазн, никакое дурное мечтание...
Часто бывает, что люди как будто и хорошие всем, но оказывается, что они не могут жить мирно со своими ближними, даже с родными своими. Это состояние ужасное, тяжелое, омерзительное, от него не может спасти ни молитва, ни обитель, ни дальнее путешествие, ни даже вериги. Если кто неуживчив, необщителен и неуступчив - в том нет мира, нет Господа. Если же мы хотим быть мирными со своими ближними, в особенности со своими близкими, и если хотим, чтобы и другие относились мирно к нам, то должны с верою призвать на себя действие благодати - явление воскресшего Спасителя. В знак же мира каждый носит на себе крест - образ Господа.
Многие жалуются, что их обуревают дурные помыслы, дурные мечтания, - это дьявольщина, она постигает человека и во время молитвы, преследует его и перед царскими вратами - сказать правду, и за ними, - она находит на него и в начале доброго дела, стараясь отклонить человека от добра. От таких дурных помыслов и наваждений опять-таки может спасти призвание воскресшего Господа. Другие же жалуются, говоря, что они призывали Господа, когда ими овладевали дурные помыслы, призывали Господа перед искушением, но ничего не помогло. Да, потому что такое призывание - только призывание уст: уста шептали молитву без всякого смысла; но с верою призванный воскресший Христос спасет человека от всего дурного...
Итак, немирный человек - человек вне Бога. Нам стыдно будет, если мы на этой неделе поссоримся с кем-нибудь; пусть на душе нашей будет тяжкий грех, если на этой неделе мы затеем какую-нибудь каверзу против своего ближнего, против друга, даже против недруга. Если же Господь сохранит нас от этих напастей, то, значит, на нас почил мир. Аминь.