Вы
когда-нибудь пробовали еду, приготовленную в монастыре? Если нет -
непременно попробуйте. И тогда вы поймете, что никогда в жизни ничего
вкуснее не ели, что вкус самых экзотических ресторанных блюд теряет
свою привлекательность по сравнению с самой простой и самой скромной
трапезой. Настоятель одного из подмосковных монастырей, где есть свое
стадо коров, как-то рассказывал мне, что их молоко, творог и сметана
раскупаются городскими хозяйками мгновенно, хотя рядом много деревень.
И нет в монастырских хозяйствах особого секрета вкусной еды, кроме одного - молитвы и любви.
Некогда
святая Иулиания Лазаревская, милостивая, пекла во времена страшного
голода хлеб из лебеды и коры и кормила им нищих. И все они на упреки,
что просят хлеба у обнищавшей вдовы, которой и самой есть нечего,
отвечали: "Много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и
он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы". Тогда люди решили,
что у святой Иулиании есть какая-то тайна.
А у милостивой Иулиании не было никакого особого секрета, кроме одного - молитвы и любви...
Наверное,
нам, современным хозяйкам, у которых все меньше времени остается на
домашние дела, надо почаще перечитывать Житие святой Иулиании,
покровительницы хозяек и домашнего очага, чтобы не забыть, что даже в
самые тяжелые и голодные времена - могут нас спасти любовь и молитва.
Однажды
иеромонах Нил, которого так духовно любят многие верующие женщины,
вразумлял собравшихся вокруг него: "Да, времени на хозяйство мало, за
всем не успеть. Но ты вот стол протираешь, возьми тряпочку, а сама и
говори: "Господи, помилуй!" Обед готовишь, молись, проси Господа. За
стол садись - помолись. Тогда и еда будет и вкуснее, и впрок пойдет. И
в семье тепло, и дети сыты".
Вразумления монаха - не просто
назидание, это историческая память, или исторический опыт нашего
православного народа, когда ни одно доброе дело не начиналось без
молитвы, без молитвенного обращения к Божиим угодникам.
... Не было
на Руси ни одной крестьянской избы, где бы в красном углу не висела
икона священномученика Власия, епископа Севастийского. По церковному
преданию, Власий сам себе выпросил у Господа дар исцелять и охранять
скот рогатый. И перед своей смертью он сам завещал одной вдове искать
через него помощи для благосостояния скота. Крестьяне молились Власию и
тогда, когда доили коров, и тогда, когда скот болел, и тогда, когда в
доме кончался хлеб. Ибо Власий помогал и обрести достаток в доме.
Молились
наши благочестивые предки и святителю Модесту, Патриарху
Иерусалимскому. В своей земной жизни этот святой оживил отравленный
домашний скот одного мирянина. С тех пор святитель Модест и считается
покровителем домашнего скота.
К помощи мученицы Агафии, покровительницы коров, и бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, прибегали в крестьянских дворах, когда что-то неладное происходило в стаде.
Святая
угодница Анастасия, занимавшаяся в обители мирными женскими трудами,
считается покровительницей овец. Все русские женщины знали об этом и
никогда не начинали разводить овец, не попросив помощи великомученицы
Анастасии. Покровителем овчаров считался также и преподобный Авраамий.
А вот святитель Василий Великий всегда покровительствовал тем, у кого в
хозяйстве были свиньи; великомученик Никита был покровителем гусей и
всякой водоплавающей птицы.
Мученики Флор и Лавр еще в своей земной
жизни обрели от Господа дар исцелять коней. Поэтому этим святым
молились об избавлении от недугов лошадей.
Было бы неверно думать,
что святым молились просто так, как бы механически. Русские крестьяне и
крестьянки, порой полуграмотные, прекрасно знали Житие тех святых, к
которым обращались за помощью, они знали, почему тот или иной святой
избавляет от недугов. Но самое главное - они очень любили этих святых,
почитали их земные подвиги и земные страдания.
Это молитвенное
общение шло у наших благочестивых родителей постоянно, и большим грехом
считалось пропустить праздничную службу или работать во время
воскресной Литургии. Все знали: работа после Литургии принесет плодов
земных гораздо больше. Тогда как работа в праздник может обернуться
простым пустоцветом...
Но что же делать горожанам, которые
заготавливают запасы на зиму и питаются только своим огородом, а рядом
нет храма, поехать же на свой участок можно лишь в воскресные дни?
Может быть, стоит им избегать работы на огороде во время воскресной
Божественной Литургии, а проводить эти часы за молитвой, чтением
Евангелия и духовных книг. А уж по окончании Литургии (где-то часов в
одиннадцать-двенадцать дня) уже приступать к трудам земным.
В
нынешние времена, когда оскудела вера человеческая в Промысел Божий и
помощь святых угодников, все хуже родит наша земля. Порой не
откликается она даже на самую современную технологию и лучшие
удобрения. Все чаще мы слышим жалобы то на низкий удой, то на плохой
урожай огурцов. А в деревнях мало гусей, свиней, уток...
Двери
православных храмов уже открыты во многих русских селах. Но тщетно
дожидаются святые угодники русских молитвенников: порой даже в самые
большие праздники храмы, увы, пусты.
А попробуй, помяни перед
началом сева Праведных Богоотец Иоакима и Анну - и будет урожай всему.
Попроси священномученика Харалампия - и тот даст плодородие земле.
Когда Господь насытил пятью хлебами пять тысяч человек, рядом стоял
Апостол Филипп. Поэтому Апостолу Филиппу молятся как при сеянии, так и
во время жатвы хлебов. Иоанн Предтеча, Креститель Господень, мученики
благоверные князья Борис и Глеб, благоверная царица Елена, мученица
Параскева Пятница, святитель Тихон Амафунтский всегда почитались народом нашим как покровители посевов и плодородия земли.
Работа
на земле велась на Руси медленно, степенно, рассудительно. Перед
началом работ всегда освящалось поле, творилась молитва над семенами и
над гумном. Молились, когда поили и доили скот, когда наступало время
покоса или когда мастерили лодку. Даже в лес шли, призвав вначале на
помощь Царя Соломона. Особые молитвы читались и на освящение пасеки и
перед выставкой пчел - преподобным Зосиме и Савватию Соловецким.
Никогда не ловили рыбу, не испросив благословения у Апостолов Петра,
Иакова, Иоанна.
Ни одно крестьянское хозяйство не обходилось без
огорода. И вот когда шли сажать огород, неизменно молились Апостолу и
Евангелисту Луке. Апостол Лука проповедовал Евангелие в разных странах.
Он был хорошим врачом и помогал страждущим во многих болезнях. За свою
любовь и верность ко Христу Апостол Лука был повешен.
Святой мученик
Фока, огородник, имел небольшой огород на берегу моря. Он кормился
своим огородом сам и питал многочисленных нищих. Мученику отсекли
голову за веру во Христа, на его же могиле многие получали исцеление от
различных болезней. Питая нищих при жизни, святой мученик и у Престола
Божия помогает всем, кто призывает его на помощь в своем огородном
труде. Святого мученика Фоку призывали на помощь и садоводы, чтобы
святой помог им вырастить хороший урожай плодов.
Равноапостольный
царь Константин вошел в историю Церкви как Великий. Именно Константину
Великому перед его битвой с нечестивым Максенцием было явление на небе
Креста с надписью "Сим побеждай". Став государем всей Римской империи,
Константин поддерживал и распространял христианство. Именно по его
указанию был созван первый Вселенский Собор, который утвердил Символ
веры. Но, наверное, мало кто знает, что этому святому - столпу и
утвердителю православной веры - молились русские крестьяне... об урожае
огурцов.
Под покровительство мученика Трифона, который больше
известен как помощник от злых сил, прибегали, когда надо было избавить
урожай от различных насекомых. Известны многие случаи, когда по
молитвам святого поля, сада и огороды чудесным образом избавлялись от
гусениц, саранчи, жучков.
Просите... Каждая душевная просьба, сколь малой она ни была, будет услышана на Небесах, ибо все мы - дети Божии.
...Есть
дивная икона Божией Матери, называемая "Спорительница хлебов". Она была
написана по благословению оптинского старца Амвросия. На этой иконе
Божия Матерь молится на облаках, простирая свои руки для благословения
- травам, цветам, снопам. Благословляя мир вокруг себя, Пресвятая
Богородица благословляет каждого труждающегося на земле, кто приходит с
верой, любовью и молитвой.