Это
случилось в четверг, около полудня, 26 ноября 1831 года. В дальнем
уголке Тамбовской губернии, невдалеке от Саровской обители, на пожне
беседовали под холодным неласковым небом два человека. Преподобный
Серафим Саровский, будущий святой Земли русской, и небогатый помещик
Николай Александрович
Мотовилов.День
был пасмурный, - записал потом Мотовилов. - Снегу было на четверть на
земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка
отец Серафим начал беседу со мной.
Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.
-
Господь открыл мне, - сказал великий старец, - что в ребячестве вашем
вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и
у многих великих духовных особ о том неоднократно спрашивали...
Я должен сказать тут, что с 12-летнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, но старцу то было неизвестно...
-
Но никто, - продолжал о.Серафим, - не сказал вам о том определительно.
Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори
добро - вот тебе и цель жизни христианской. Но они не так говорили, как
бы следовало. Вот я, убогий Серафим (Батюшка произносил свое имя, как
все куряне - жители Курска, - не Серафим, а "Серахвим"), растолкую вам
теперь, в чем, действительно, эта цель состоит.
Молитва, пост,
бдение и другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе,
однако истинная цель жизни нашей состоит в стяжании Духа Святого
Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе
дело приносит нам плоды Святого Духа.
- Как же стяжание? - спросил я батюшку Серафима. - Я что-то не понимаю.
-
Стяжание все равно что приобретение, - отвечал он мне. - Господь наш -
Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и говорит всем
нам: выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары.
Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам
благодать Всесвятого Духа.
Если рассудить правильно о заповедях
Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в
увеличении счета добрых дел, служащих только средствами, но в
приобретении обильнейших даров Духа Святого.
В библейской притче о
мудрых и юродивых девах, когда у юродивых не достало елея, сказано:
"Шедше купите на торжище". Но, когда они купили, двери в чертог брачный
уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что
недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных
добрых дел.
А я, убогий, думаю, что у них именно благодати
Всесвятого Духа Божьего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по
духовному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь
христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель
и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими
благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про
такие-то образы жизни и говорится в отеческих книгах: "Ин есть путь,
мняйся быти благим в начале, но концы его - во дно адово".
Конечно,
всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого,
но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших
как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в
церковь сходить, да церкви нет, захотели бы нищему подать, да нищего
нет либо нечего дать. А до молитвы уже это всегда есть возможность - и
богатому, и бедному, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику.
Как
велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души
возносится, судите по Священному Писанию: когда по просьбе матери,
лишившейся сына, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и еще от греха не
очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу:
"Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне
своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе
Боже, воскреси, Господи, сына ее" - и воскресил его Господь.
Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит
уже перестать молиться. Молвит душа и в молве находится, когда молитву
творит, а при нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии,
слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, которые
Он тогда возвестить соизволит.
- Батюшка, - сказал я, - добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?
-
По нашей всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса
Христа - так отвечал старец. - Нам кажется непостижимым то, о чем
древние ясно разумели, что им и в разговорах о явлении Бога между
людьми не казалось странным. И Господь неоднократно проявлял для многих
свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он
освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после
беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него -
так сиял он необыкновенным светом, окружавшим его лицо.
- Каким же образом, - спросил я батюшку отца Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?
Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием! Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
-
Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся.
Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!
Отец Серафим сказал:
-
Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали,
как и я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было
бы и меня таким видеть.
И приклонив ко мне голову, он тихонько на ухо мне сказал:
-
Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы
видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно
помолился Господу Богу и внутри себя сказал: "Господи! Удостой Его ясно
и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты
удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете
великолепной славы Твоей!" И вот, батюшка, Господь мгновенно исполнил
смиренную просьбу убогого Серафима... Этак, батюшка, не всегда и
великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Что ж, батюшка, не
смотрите мне в глаза? Смотрите и не бойтесь - Господь с нами!
Я
взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший
благоговейный ужас. Представьте себе - в середине солнца, в самой
блистательной яркости его полуденных лучей лицо человека, с вами
разговаривающего. Вы видите движение его уст, меняющееся выражение его
глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то руками держит вас за
плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни
фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на
несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную
пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и
великого старца.
- Что же чувствуете вы теперь? - спросил меня отец Серафим.
- Необыкновенно хорошо! - сказал я.
- Да как же хорошо? Что именно?
Я отвечал:
- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!
-
Это ваше Боголюбие, - сказал батюшка отец Серафим, - тот мир, который
Господь... Христос Спаситель называет миром от щедрот Его собственных,
а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может
дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа
Бога, почему и называется миром Божиим... Что же еще чувствуете вы?
- Необыкновенную радость во всем моем сердце!
И батюшка отец Серафим продолжал:
-
Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко,
хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая
уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле?! Вот и вы,
батюшка, довольно-таки поплакали в жизни вашей на земле и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни. Что же еще вы чувствуете, ваше Боголюбие?
Я отвечал:
- Теплоту необыкновенную!
И батюшка отец Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:
-
Сущая правда, ваше Боголюбие! А посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на
мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в
воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про
которую Дух Святый словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу:
"Теплотою Духа Святого согрей мя!" Ею-то согреваемые пустынники и
пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые
шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную.
Так ведь и
должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать
внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: "Царствие Божие внутрь
вас есть". Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа
Святого.
Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?
-
Не знаю, батюшка, - сказал я, - удостоит ли меня Господь навсегда
запомнить так живо и явственно, как теперь я чувствую, эту милость
Божию.
- А я мню, - отвечал мне отец Серафим, - что Господь поможет
вам навсегда удержать это в памяти вашей. Что же касается до того,
батюшка, что я монах, а вы мирской человек, то об этом думать нечего: у
Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. Не укоряет
Господь Бог за пользование благами земными. И хотя прискорбия,
несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле,
однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних
скорбях и напастях. Господь Иисус лично дает нам заповедь, чтобы мы
любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе
прискорбный и тесный путь нашего шествования к отечеству небесному..."
Беседа
дошла до нас в записи, сделанной Н.А. Мотовиловым. Само открытие ее
является большим чудом. Около 70 лет после кончины Серафима Саровского
(1759-1833), когда не было уже в живых и его собеседника, она валялась
на чердаке среди разного хлама, покрытая слоем птичьего помета. Здесь
тетрадка с записью беседы и была обнаружена в 1902 году, а в 1903-м
напечатана в "Московских ведомостях", почти одновременно с открытием
мощей преподобного Серафима.
И сейчас - в последний год второго
тысячелетия со дня пришествия Христа, эта рукопись снова возвращается к
нам. Чтобы помочь ответить на те же мучительные вопросы: в чем смысл
жизни каждого из нас? Достаточно ли жить тихо, никого не трогая и
закрыв душу свою, как дверь квартиры на цепочку? Или можно разрешить
себе, отодвинув плечом тех, кто мешает, ухватить, что плохо лежит, и
зажить "по-человечески"? А потом, сделав щедрый вклад в соседнюю
церковь, отмолить себя и детей?
Серафим Саровский говорит своему
собеседнику странные, на первый взгляд, вещи - что даже добрые дела
сами по себе немного стоят, если нет в человеке изменения внутреннего.
А ведь так оно и есть - можно улыбаться соседу и тихо ненавидеть его,
помогать кому-то и тут же проклинать свою судьбу. Как трогает нас
бескорыстная доброта, но как же легки мы сами на злое слово осуждения!
Все в нас перемешано, и труден путь к спокойному мудрому пониманию
Мира.
Но как же высока награда тому, кто, сердце свое открыв
людям, почувствовал в себе хоть частичку Божьей благодати... Сотворив
чудо на зимней пожне почти сто семьдесят лет назад, Господь показал
нам, как прекрасен мир может быть вокруг, если в душе нашей будет
"Царствие Божие". Кажется, что тот неизреченный свет, пронизавший двух
собеседников - мирянина и святого старца, - светит и для нас в наши
зимние дни...