Захар Адрианович Суриков, стоя посреди своей овощной лавки, бушевал не на шутку:
-
Ты купеческий сын, ты Иван Суриков! И эту дрянь из головы выкинь! - и в
сердцах стал швырять в открытые двери найденные под прилавком книжки. -
Тебе в попы и писаря не идти! Нам, Суриковым, чтение не с руки. Наши
дела покруче. - Ваня в испуге стоял за прилавком, прижавшись к ящикам с
капустными кочанами, и виновато молчал. Однако украдкой следил, как бы
отец не обнаружил под весами еще и стихи Мерзлякова и Цыганова, недавно
купленные Ваней на Сухаревке. А вечером в столовой за самоваром отец
зло пенял матери:
- Плохо за чадом смотришь. Это тебе не Новосёлово
наше, не Углич. И даже не Ярославль. Раз приехали в первопрестольную,
тут главное не сорваться.
Кроткая мать разливала чай, боясь
возразить мужу, что сорвется он скорей из-за питья горькой, которую ой
как жалует. А что до чтения, то мать, неграмотная селянка, сама тайком
давала Ване на книжки копеечки. Порой, принарядив, она отпускала сына в
соседний монастырь к знакомым грамотным монашкам. Там Ванюша вслух
читал Псалтырь и Евангелие. А вечерами, подвыпив, отец поучал, жуя
кулебяку и ладонью оберегая от крошек бороду:
- Книжность купцу дохода не даст, от нее одно мотовство, одна вредность. Найду еще книжку - спалю.
Захар
Суриков не знал тогда, что эта самая "вредность" уже на всю жизнь
засела в душу Ванечки. Сын тайком притаскивал со всех рынков дешевые
брошюры Пушкина, Кольцова, Некрасова. И, присев у чердачного окна, за
которым шумела внизу торговая улица Ордынка, не отрываясь, читал и
читал. А главное, сам писал, занося в тетрадку карандашом, собственные
стихи. Порой писал жалостливо и слезно. "Тихо тащится лошадка, по снегу
бредет, гроб, рогожею покрытый, на погост везет". А однажды на странице
появились такие строчки:"Что шумишь качаясь, тонкая рябина,
Головой склоняясь до самого тына?
А через дорогу, за рекой широкой
Так же одиноко дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине, к дубу перебраться?
Я б тогда не стала гнуться и качаться..."Разорился
Суриков-старший. Поручил он жену и сына попечению брата, тоже торговца,
и надолго уехал на родину. Тяжкие, голодные и одинокие это были годы
для Вани. Вскоре мать, отболев, умерла, а юный Иван Захарович (по
возвращении отца в Москву) стал-таки настоящим лавочником, приказчиком,
продававшим москвичам с 1859 года железо и уголь. Правда, к
шестидесятому году у него собралась уж толстая тетрадь своих стихов,
которые молодой человек однажды отважился показать известному в те годы
литератору А.Н. Плещееву. Отзыв вдохновил его, он был на удивление
теплым: "В стихах ваших черты самобытности, а главное - задушевность,
глубокое чувство. Вам далее надо писать". И даже предложил показать
стихи в журнале. Однако Сурикову было не до стихов. Повторная женитьба
отца, а затем и собственная женитьба на Марии Ермаковой,
девушке-сироте, сделали для Ивана Захаровича невозможной жизнь на
Ордынке в родительском доме. Пришлось бросить и лавку, снять квартиру,
перебиваться случайными заработками. Стать типографским наборщиком,
переписчиком рукописей. И только в конце 60-х он все-таки с волнением
знакомится с писателями-демократами Нефедовым и Левитиным. Стихи о
тяжкой бедняцкой доле, о деревенской и городской жизни, о нежности к
"дереву, пруду, кусточку" встретили живое их сочуствие, поддержку. Они
и помогли Ивану Захаровичу начать печататься в журналах "Семья и
школа", "Дело", "Отечественные записки". А в 1871 году появляется и
первый сборник поэта. Вошли туда и ранние стихи, в том числе и то,
трепетное - о тонкой рябине, которая, как юная девушка, все мечтает и
не может соединиться с милым:"Тонкими ветвями я б к нему прижалась
И с его листами день и ночь шепталась.
Но нельзя рябине к дубу перебраться,
Знать, судьба такая, - век одной качаться".Но,
несмотря на радость от типографского запаха собственной книги, жить и
содержать семью было не на что. И тогда Суриков становится
организатором очень близких ему "литературных сил русских окраин". В
1872 году он собирает и публикует один за другим талантливые сборники
провинциальных писателей-самоучек. Эта его деятельность скоро
становится в столичных кругах заметной, весомой и нужной. В 1875 году,
после выхода второго сборника Сурикова, его, как "литературного
самородка", при активной поддержке Льва Толстого торжественно принимают
в почетные члены "Общества любителей русской словесности". В эти годы
поэт занимается и историческим эпосом, и былинами, и "Малороссийской
песней". А на его слова композиторы уже сочиняют музыку. Кюи, Бородин,
Римский-Корсаков. На стихи же "Рассвет", "В огороде возле броду", "Я ли
во поле не травушка была" вдохновенные мелодии пишет сам Петр Ильич
Чайковский. Ну а буквально народными, даже утратившими музыкальное
авторство становятся знаменитые и поныне "суриковские" песни: "Степь да
степь кругом" и "Тонкая рябина". Они и при жизни Ивана Захаровича уже
звучали под гармошку и под гитару по всей России. Их пели в селах и
городах, в самых разных кругах - разночинных, мещанских, батрацких.
Мало-помалу
у поэта и с деньгами все как-то наладилось. Суриков уже вдохновенно
планирует выпускать специальный журнал, призванный объединить писателей
"из народа". Однако в московском полицейском управлении получит на это
категорический запрет. Этот отказ болезненно ранит его душу. Становится
безнадежно ясно - вырваться из социальной ниши ему невозможно. Да и
полуголодные годы житейских мытарств и невзгод уже подкашивают
здоровье. В 1878 году у поэта открывается жгучий туберкулез. И хотя
любящая жена и друзья-литераторы предпринимают отчаянные усилия спасти
Ивана Захаровича, в 1880 году он умирает. В тридцать девять лет!
Стройный, красивый. В самом расцвете доброго, светлого дарования,
провидчески описав свой уход в стихах "У могилы матери", "Умирающая
швейка", "Песня бедняка". Ну а что "Рябина"? А тонкая рябина его все
шумит, все качается на ветру, не старея. И каждая русская душа любит и
поёт - "знать судьба такая" - и на сцене, и в застольи, и соло, и
хором. Вот уже больше ста лет.