Двенадцатилетний
гимназист Нестор Кукольник сидел в углу гостиной и не мог поднять
заплаканных глаз. В комнатах, где черным были завешаны все люстры и
зеркала, суетилась прислуга, в спальне приглушенно рыдала мать. Возле
нее был доктор, пахло лекарствами. А старшие братья Платон и Павел и
приехавшая родня решали вполголоса, как хоронить его отца - директора
лучшей нежинской гимназии, в которой Нестор и учился.
Впрочем,
здесь, в провинциальном Нежине, профессор педагогики Василий
Григорьевич Кукольник проработал лишь год, а прежде был блестящим
питерским ученым, юристом, астрономом, механиком. Но главное - с 1813-й
по 1820-й год состоял при Дворе учителем подрастающих Великих князей
Михаила Павловича и Николая Павловича - будущего государя Николая I.
Однако... впал в немилость и был сослан в захолустный Нежин. И вот
спустя год, не справившись с душевной депрессией, Василий Григорьевич
покончил жизнь самоубийством.
Нестор продолжал учиться в гимназии,
даже играл в детском театре Митрофанушку в "Недоросле" Фонвизина.
Кстати, Простакова играл его одноклассник Николай Гоголь. Нестор пишет
стихи, редактирует гимназический журнал "Звезда". Но пережитая трагедия
навсегда останется в его душе, отразится на всем творчестве, сделает
его драматическим, роковым, а характер писателя-романтика - болезненно
гордым, мятущимся. И впредь постоянный герой его произведений -
отверженный толпой, но гордый и несломленный человек.
Духом высокого
"русского романтизма" пропитаны все стихи, драмы и повести Нестора
Кукольника. Публика обожает его драму "Торкватто Тассо" (1833 г.). За
ней последовала "Джакобо Саннаар" и, наконец, вершина его творчества -
"Рука Всевышнего Отечество спасла". Нестор уже живет в Петербурге,
удачно служит в министерстве финансов, приятельствует с виднейшими
писателями России: Гоголем, Пушкиным, Белинским, Мерзляковым, издает
"Художественную газету".
Однако за ортодоксальные монархические
взгляды Кукольник постоянно подвергается нападкам со стороны
демократических кругов. Ему не прощают закрытие государем в 1838 году
газеты "Московский телеграф", опубликовавшей критику на его пьесу.
Впрочем, насмешки и эпиграммы на Кукольника становятся почти нормой в
салонах и в прессе. Сам же Нестор Васильевич искренне считает себя
величайшим литератором своего времени, "одним из трех столпов русской
культуры". Вторым, по его мнению, был его друг композитор Глинка,
третьим - художник Брюллов. Эти титаны действительно великодушно любили
его, прощали сложности характера, поддерживали в трудные моменты жизни.
Именно благодаря их дружбе Нестор, отвергнутый коллегами-литераторами,
продолжал писать свои возвышенно-гордые, романтические стихи:
Уймитесь, волнения страсти!
Усни, безнадежное сердце!
Я плачу, я стражду, -
Душа истомилась в разлуке...
Я стражду, я плачу, -
Не выплакать горя в слезах.
Напрасно надежда мне счастье гадает,
Не верю, не верю обетам коварным!
Разлука уносит любовь.
Как сон неотступный и грозный,
Мне снится соперник счастливый,
И тайно, и злобно, оружия ищет рука...
Великим
постом 1838 года Кукольник, сидя возле горящего камина, под завывания
февральской вьюги прочел это стихотворение Михаилу Ивановичу Глинке.
Эти слова, эти страстные чувства были в ту пору так созвучны душе
композитора! И он, вдохновленный, буквально через несколько дней
написал мелодию. И посвятил романс своей очаровательной ученице
Линочке, будущей солистке оперной труппы Петербургских императорских
театров Каролине Колковской (1823-1857) - воспитаннице театральной
школы С. А. Гедеонова, где Глинка преподавал. Композитор влюбился в
трепетную, искреннюю, талантливую певицу, представлявшую разительный
контраст с нервной, суетной его женой. Мария Петровна, по признанию
Глинки, ничего не смыслила в музыке и постоянно упрекала мужа за то,
что он по ночам жжет свечи и тратит слишком много бумаги, переписывая
целые страницы: "Мог бы быть и побережливее..." А Глинка, между прочим,
в то время сочинял оперу "Жизнь за царя".
Но романтическому
увлечению Глинки не суждено было расцвести. Из-за ссоры с Гедеоновым
композитор оставил школу. И вот, понимая бесперспективность отношений с
нежной Линочкой-Каролиной и навсегда прощаясь с нею, Михаил Иванович
посвятил ей свой романс "Сомнение". Скрытой мощью и красотой романс
буквально потряс и первую его исполнительницу "К.К", и весь
петербургский свет.
Напрасно измену мне ревность гадает.
Не верю, не верю коварным наветам.
Я счастлив - ты снова моя.
Минует печальное время, -
Мы снова обнимем друг друга.
И страстно, и жарко
С устами сольются уста.
Так из печали двух романтических сердец - поэта и музыканта - родилось бессмертное творение "для контральто, арфы и скрипки".
Судьба
Нестора Васильевича Кукольника во многом повторила судьбу его отца. На
десять лет переживший Михаила Глинку, он умер в изгнании далеко от
Питера, в приморском городке Таганроге, забытый и родней, и некогда
страстными почитателями.
А по зеленым провинциальным улочкам
Таганрога мимо дома Кукольника уже ходил в гимназию восьмилетний
мальчик Антоша Чехов, мама которого по вечерам напевала под фортепиано
"Уймитесь, волнения страсти!"