В
родовом имении купца Федора Рыскина в селе Писцово успешно работала
ткацкая фабричка. Ее здание, как и сам купеческий дом, было окружено
липовыми аллеями, на клумбах все лето ярко пестрели цветы. А зимой,
особенно в святки и престольные праздники, рабочие-ткачи любили от души
погулять. Хо-зяин устраивал для них карусели, балаганчики, гигантские
шаги. Зато в будни станки стучали без устали, выдавая сотни метров
радостных "набивных" тканей.
Сережа Рыскин, единственный сын
хозяина, любил завороженно смотреть, как в цехе на полотняной или
ситцевой ленте расцветают волшебные цветы, распускают крылья яркие
птицы. Любил приглашать к себе в дом поселковых ребят, делился
игрушками. И на улице затевал игры на равных.
А между тем дела у
отца шли все хуже и хуже. Рядом же, в Иванове, ткацкое дело расширялось
и процветало. Там появились новейшие станки. И однажды Рыскины враз
разорились. Имение пришлось пустить с молотка, а семье переехать во
Владимир и снять там дешевые комнаты. Но Рыскина-старшего по-прежнему
так тянуло в Писцово, что он устроился управляющим на свою бывшую
фабрику. Только теперь работать там на новых хозяев было невыносимо
больно. И Рыскин не выдержал, неожиданно умер - от удара.
Падение
семьи происходило на глазах Сережи. Мальчика, трепетного,
восприимчивого, болезнь вскоре приковала к постели. Безутешная мать
тратила последние средства на врачей и лекарства. Между тем Сережа
взрослел и привыкал к горькой своей участи, к лежачей жизни. Но правду
говорят: нет худа без добра. Мало-помалу он научился складно и легко
рифмовать. Конечно, это поэзией еще не было. Так, веселое
рифмоплетство. Особенно нравилось вспоминать прошлое: фабрику, липовые
аллеи, детей знакомых ткачей, работяг, песни и пляски в праздники. И
получались этакие стишки-лубки, стишки-частушки. Сочинял он и смешные
памфлеты на городовых и градоначальников, на банкиров и на торговок.
Вскоре
эти стишки распевал весь Владимир, а затем и Иваново. У Сережи
появилось много друзей. Стали приходить с гармошками и с гитарами.
Юноша ожил. И однажды поднялся с постели! Выздоровел. Радуя мать,
поехал учиться в ковровское железнодорожное училище, чтобы стать
инженером. Там, в Коврове, написал поэму "Железнодорожники", в которой
едко высмеял беспорядки при строительстве железных дорог. Поэму тайно
переписывали. Она уже ходила в списках даже в Москве. Именно это и
решило судьбу автора. Поэму прочел некто Н.Пастухов, владелец газетки
"Московский листок". Дела в газетке шли неважно, и Пастухов повсюду
выискивал молодых талантливых литераторов. Льстя им, приглашал жить и
работать в Москву. Вот и Сергею Рыскину предложил подписать контракт. И
тот, не разоб-равшись, что контракт копеечный, хитрый, кабальный,
бросил уче-ние и оказался в Москве.
Однако на том и окончились его
радости и свобода. Ежедневно, исключая выходные и праздники, Сергей
Федорович при-нужден был сочинять фельетоны в стихах. На темы любых
городских происшествий. Что только не выходило из-под его пера! "Шел я
улицей Варваркой со знакомою кухаркой"... Но из месяца в месяц, из года
в год эта рутина становилась все несноснее. Сойдясь с московскими
литераторами, Рыскин постиг уже вкус настоящей, высокой поэзии. И вот
однажды, сидя за рюмкой водки в кабачке, где собирались его
друзья-журналисты, он вдруг сочинил вместо обычной халтуры разудалую
песню, чем-то похожую на те, что в его детстве хором пели в застолье
ткачи:
Живет моя зазноба в высоком терему,
А в терем тот высокий нет хода никому.
Но я нежданным гостем, настанет только ночь,
К желанной во светлицу пожаловать не прочь.
Я знаю, у красотки есть сторож у крыльца.
Но он не остановит детину-удальца.
Короткая расправа с ним будет у меня,
Не скажет он ни слова, отведав кистеня.
А мой кистень страшнее десятка кистеней.
Была бы только ночка сегодня потемней.
Бежим со мной скорее, бежим, моя краса,
Из терема-темницы в дремучие леса!
Бежим - готова тройка лихих моих коней!..
Была бы только ночка сегодня потемней!..
Вскоре
это стихотворение "Удалец" было напечатано в единственной прижизненной
книге Рыскина "Первый шаг". И сразу обернулось любимой, народной
песней, которая зазвучала широко и могуче по всей России. В 1910 году
стихи даже попали в сборник романсов "Мой костер", под редакцией певца
и композитора Красовского. С годами некоторые строки стихотворения
стали петь иначе.
В первой строке, например, вместо "зазноба" - "отрада"...
...Дальнейшая
судьба Сергея Федоровича безрадостна. Малейшие нарушения условий
контракта, некогда легкомысленно заключенного, были чреваты огромными
штрафами. И Рыскин решил расторгнуть его через суд. Решил победить.
Хотелось свободы, любви, семьи, а главное - ясной творческой жизни.
Однако судебные разбирательства - долгие, дорогостоящие - окончательно
расшатали психику, подорвали и без того слабое его здоровье. В 35 лет,
в 1895 году, Сергей Федорович неожиданно для всех скончался. От
скоротечной чахотки.
На кладбище его друзья не плакали. А,
помолясь, подняли поминальные чарки и нестройно, тихо, вполголоса
запели, словно ему вослед: "Бежим - готова тройка лихих моих коней!
Была бы только ночка сегодня потемней!"