Сударыни поручика Гусева
Вы пропойте, вы пропойте
Славу женщине моей.
Булат Окуджава В
редакцию пришло письмо от владимирского художника Валентина Гусева. Он
сообщал, что последние пять лет создает портреты своих землячек -
владимирок, и хотел бы опубликовать их в нашем журнале.
Гусев
Мы
приехали во Владимир ранней электричкой, и встречавший нас Гусев прямо
с вокзала повез к себе в студию - выпить с мороза горячего чаю, а
заодно и посмотреть его творения. "Ишь, как берет быка за рога", -
решил я, с интересом приглядываясь к седому, в усах и бородке человеку
с веселыми глазами, деликатными манерами и речью, пересыпанной изящными
старомодными словами, из коих чаще других звучало - "сударыня". Сам же
он, и в шутку и всерьез, назвался "поручиком", ибо в молодости, служа в
армии, закончил карьеру старшим лейтенантом. Он привез нас к черту на
кулички - в край владимирских "Черемушек" и ввел в изможденную
"хрущевку", никогда не знавшую лифта. Здесь, под самой крышей,
помещались мастерские художников. Гусев отпер одну из них, мы вошли, и
сердце мое дрогнуло. Студия "придворного" владимирского художника
оказалась крохотным зальчиком, перегороженным фанерой для кухни, где
стояла допотопная электроплитка, на которую хозяин тут же водрузил
чайник.
Я же, не отрываясь, смотрел на стену, где висели три-четыре
десятка гусевских "сударынь", которых, когда рисует, зовет еще и
"дульсинеями", ничуть не скрывая, что влюбляется в каждую свою модель -
иначе, мол, портрет не получится.
- Вы начали писать женщин, будучи в возрасте. Случай в живописи редкий. Уж не седина ли в голову - бес в ребро?
-
Может, оно и так, - весело согласился художник. - Но, во-первых,
приглашаю в студию, на мой взгляд, самых достойных; во-вторых, ни разу
не опускался до того, чтобы, пользуясь положением, добиться женщины.
Меня часто спрашивают: какие у вас с ними отношения? Отвечаю, как на
духу: высшее наслаждение писать их - такими, какими создал их Господь
Бог.
- И все же, какие у вас с ними отношения?
- Пока пишу портрет, все они - мои Дульсинеи. А когда портрет готов - становятся сестрами. И эти братские отношения - навсегда. В пятьдесят - на шпагат
-
А ведь он и в самом деле, как Дон Кихот, только не Ламанчский -
Печального Образа, а веселый - владимирский. Мы прожили в одном дворе
20 лет. И вдруг... Приглашает в студию и предлагает написать мой
портрет! Честно говоря, испугалась: да кто я такая, чтобы с меня
портреты писать? Электромонтер с подстанции...
Если бы Ирина
Абрамова могла представить, как волновался сам Гусев. Если бы знала,
что она, соседка, первая в его жизни живая модель. Художник-плакатист,
казалось бы, уже заканчивающий свой творческий путь, он бросился в
женский портрет, как бросаются в омут. Столь же бесстрашно, как
когда-то, будучи кадровым офицером, восстал против армейских порядков,
рискуя угодить под трибунал. Его забрали в армию со второго курса
московского художественного училища имени Калинина (куда он попал из
Мстерской художественной школы) и зачислили в ракетное военное училище.
Опомнился уже в чине старлея и, с ужасом осознав, что армейская карьера
вот-вот погубит в нем художника, написал рапорт командиру части с
просьбой отпустить на учебу в Ленинград, в Академию художеств. Когда же
в ответ его посчитали чуть ли не сумасшедшим, объявил голодовку. Дело
пахло трибуналом. Но ("безумству храбрых поем мы песню!") Валентину
неслыханно повезло. В эти же дни командира части, полковника, вызвали в
Москву на представление в генералы. Узнай в столице о голодовке
вверенного ему офицера - и генеральской звезды полковнику не видать.
"Ты что же, гад, делаешь? - злобно вопросил он Гусева. - Карьеру мне
ломаешь?". "Хочу быть художником", - отвечал Гусев. Полковник хватил
кулаком по столу и... вдруг предложил: "А не боишься из партии
вылететь?". Гусев понял, к чему клонит начальник: вылетишь из партии и,
само собой, из армии. Ударили по рукам. Старлей прекратил голодовку.
Партсобрание отобрало у него партбилет. Полковник уехал в Москву за
генеральской звездой, а наш Дон Кихот отправился учиться в Академию
художеств имени Репина.
...И вот я гляжу на первый его женский
портрет - строгую гордую даму в летах, а-ля Екатерина II, написанную
пять лет назад, - сравнивая ее с той, что, сидя рядом со мной, в полном
смысле слова, блещет второй молодостью: румянцем на щеках, смеющимися
глазами, гибкой, спортивной фигурой.
- Это и в самом деле вы? - спрашиваю Ирину, указывая на ее портрет.
- А что, не похожа? - радостно смеется она.
- Очень похожа. Но та, на портрете, живет в ХVIII веке, а вы... Может, откроете секрет - что случилось?
-
В ту пору я пребывала в каком-то оцепенении. Наверное, устала от жизни:
много лет одна тащила двух дочерей. Но когда увидела себя на портрете,
поразилась: неужто я - такая сильная? Но если я в самом деле такая -
значит, все еще впереди. С этого дня началась моя вторая жизнь. Бег
утром и вечером - в любую погоду, мощные зарядки с приемами тэквандо, с
боксерским мешком... Шпагат! Теперь бегаем втроем - я, младшая дочь и
собака. Зимой бежим до проруби на озере Гусинка - и в воду. Ощущение
фантастическое, жизнь прекрасна! Раз в неделю - большая сауна в НИИ
синтетических смол.
- Валентин написал вас такой, какой вы были вчера. Но отразил в этом портрете и жажду жизни, и сильный характер...
-
А теперь я хочу, чтобы он написал мой новый портрет - вернул из
прошлого. Хочу видеть себя такой, насколько я чувствую себя сегодня.
- Наравне с дочерью?
- Лучше, - смеется Ирина. - Мы соперничаем. И по утрам я ее обгоняю.
- Ваша старшая замужем, младшая ходит в невестах. А каковы ваши планы?
- Если встречу с в о е г о мужчину, то добьюсь его. Теперь у меня хватит сил. Гусев
- Да, я романтик, - говорит Валентин. - А впрочем, вполне рационально управляю своими чувствами.
- А чувствами своих сударынь?
-
Я знаю их психологию. Наша дружба и доверие друг к другу начинаются с
того, что я даю им высказаться. Помните главный совет Карнеги? Дай
человеку высказаться - и ты станешь ему необходим. Моя задача: в
процессе нашего творческого союза женщина должна забыть о своих
амбициях, дурных привычках, полностью расслабиться, стать самой собой.
Пятая позиция
Легенда
города Владимира, в прошлом художественная гимнастка, затем композитор
и хореограф, жена знаменитого тренера Толкачева, воспитавшего гимнаста
всех времен и народов - Николая Андрианова, возглавившая после смерти
мужа владимирскую школу Олимпийского резерва, - Любовь Толкачева
рассказала мне, как, побывав на первой выставке портретов Гусева, в три
часа ночи внезапно проснулась и, сама не сознавая, что творит,
позвонила своему другу, кинооператору Ишутину. "Ты ведь знаешь
художника Гусева?" - "Сто лет знакомы". - "Хочу, чтобы он написал мой
портрет". - "Нет проблем. Утром я ему позвоню". - "Нет, позвони
сейчас!". И спустя несколько часов состоялся первый сеанс.
- Я тогда
еще не знала его метода, - вспоминает Любовь Николаевна. - Придя к нему
в студию, полдня, за чашкой чаю, изливала ему свою душу. Боже, как он
слушал: со мной тысячу лет никто так не разговаривал!
"Мои сударыни,
- говорил Валентин, - не догадываются, что во время этих "исповедей" я
изучаю их характеры, жесты, привычки, улыбки, темперамент..."
- На портрете кисти Гусева вы напоминаете Ермолову - кисти Серова. Почему выбрали такую позу?
-
Валентин Васильевич предложил: встаньте, как на тренировке. И я встала
в пятую позицию, изначальную - и в балете, и в гимнастике, в которой
стою всю свою жизнь, с шести лет.
- И вот вы идете на выставку
женских портретов, зная, что там будет и ваш. Идете, как на спектакль,
в котором одна из ролей - ваша.
- Ну, к славе я привыкла, в городе меня до сих пор балуют. Но к такому... Нет, к этому привыкнуть невозможно. Гусев
-
Как правило, художники ищут заказы и стараются побыстрее продать свою
работу. Я не столь меркантилен. Из пятидесяти написанных мной портретов
у меня купили всего с десяток. А тем, кто не может заплатить, дарю. И
буду дарить.
- Любая женщина может заказать тебе портрет?
-
Конечно. Если у нее есть характер, душа и сердце. Желательна и
внешность, но мой девиз - женщины все красивы. Каждое лицо по-своему
гармонично, ибо несет свою неповторимую пластику - пластику души. Я
считаю, что женщине надо иметь свой портрет. Это дает стимул к жизни.
Художник выбрал ее - значит, она достойна. Лебедь
У
Светланы Телегиной отчество - Авенировна, эдакое княжеское. И глядя на
нее - очаровательно-женственную, вспоминаешь "Русалку", русскую
красавицу Пушкина-Даргомыжского, которую князь полюбил. Полюбил и
предал. А она - в воду...
- Со Светланой тоже "князь" жил: дом -
полная чаша, сын - наследник, сама - заглядение. Но однажды ушел на
работу - и не вернулся, - рассказывал Валентин. - В это время меня и
познакомила с ней одна сударыня: "У нас на работе, - говорит, - есть
такая красавица, вот бы вам ее написать". Дала телефон. Звоню,
представляюсь. А в ответ крик души: "Валентин Васильевич, я вас так
жду!".
- Отчего вы его т а к ждали? - спрашиваю Светлану.
-
Видела фотографию в газете: "Валентин Гусев среди своих женских
портретов". И почему-то подумала - вот человек! Не правда ли, странно:
не просто художника увидела - а человека. И когда Гусев предложил меня
написать, так обрадовалась. Будто чувствовала: вот кто меня спасет.
- И что же, спас?
-
Снял камень с души. И теплым разговором, и душевностью, и, конечно,
портретом. Мне казалось, что я такая заброшенная, никому не нужная. А
увидела себя на портрете - и вновь явилась уверенность.
- На моих
выставках, уже по традиции, выбирают "Мисс 8 Марта", - говорит
Валентин. - В тот вечер приз получила Светлана. Но я и в этот раз ее
выставлю.
- Видели новый буклет Валентина? - обращаюсь к Светлане. - В нем появились новые лица. Взгляните...
Светлана
открывает буклет и восклицает: "Да еще сколько! Вот эта дама - юрист,
очень недурна. И эта - редактор "Женской газеты", очень интересная. А
лучше всех - "Обнаженная".
- К сожалению, она в конкурсе не участвует, - говорит Валентин. - Пожелала остаться инкогнито.
- Скажите, что изменилось в вашей жизни с тех пор, как вы, так сказать, взошли на холст? - пытаю Светлану.
-
Да все! И на выставке успех, и сын мамой гордится, и новую работу
предложили - продюсером кабельного телевидения. У Валентина Васильевича
легкая рука.
- Ну а что же любовь?
- Как своего князя любила - так и люблю. Лебедь я. У нас, лебедей, одна любовь на всю жизнь.Гусев
- Ты чувствуешь, что помогаешь им жить? - спрашиваю Валентина.
- Одна сударыня даже так сказала: "Ваш портрет учит меня жить".
- Чему же он ее учит?
-
Она живет в жутких бытовых условиях, а я изобразил ее аристократкой.
Она моет полы и варит супы, но видит себя на портрете и хочет хотя бы
мысленно жить этим образом.
- А другие уже и живут так? Скажем, вот эта дама в шляпке - ужасно веселая.
-
Учительница. Приводила ко мне на выставку своих учеников. Я сразу ее
увидел: ну, такая развеселая мордашечка. И ямочки на щеках - чуть с ума
не сошел, так захотелось ее писать. Между тем живет исключительно
трудно: зарплата мизерная, с мужем нелады, и оба сына болеют. А она все
равно веселая! Напомнила мне чей-то афоризм: "Женщина, пришедшая к
врачу, обязана рассказать ему о всех своих недугах. Женщина, пришедшая
к художнику, должна показать все свои достоинства".Валентин и Валентина
У
Золотых Ворот Владимира находится самый большой в городе магазин - ЦУМ
"Валентина". Рано утром, за час до его открытия, я пришел сюда на
встречу с генеральным директором "Валентины" - Валентиной Бородиной,
портрет которой увидел в коллекции Гусева.
- Как произошла ваша встреча?
-
Очень просто, - отвечает Бородина. - Гусев зашел ко мне и без всяких
предисловий сказал: "Хочу написать ваш портрет". Для меня же это
явилось такой неожиданностью, что я даже растерялась. Но, очнувшись,
решила - почему бы и нет. Почему бы Валентину не написать Валентину?
Впрочем, и намекнула: "Так хочется быть молодой!".
Я подымаю глаза
на ее портрет: Гусев написал женщину с сединой в волосах, но с
вдохновенным лицом и гордой осанкой. И, сравнивая портрет с дамой, даже
в этот ранний час удивляющей свежестью лица и молодым голосом,
констатирую, что художник и тут не покривил душой.
- Меня привлек
его подход, - рассказывает Валентина Дмитриевна. - Он щадит свои
модели, не делает из нас натурщиц. Главный его прием - разговор по
душам. Гусев - настоящий женский психолог. Помню, заговорили о
женщинах, и я поймала себя на том, что говорю в основном я, увлеченно,
с удовольствием, и что самое удивительное - рассказываю о себе. А ведь
я коммерсант, умею не сказать лишнего.
- Ну, тогда расскажите о себе, - улыбаюсь я.
И, словно согретая гусевским портретом, Валентина Дмитриевна охотно рассказывает:
-
Я владимирская, но воспитал и закалил меня Север. Кончила торговый
техникум и уехала в Норильск - в вечную мерзлоту. Кто жил на Крайнем
Севере, не забудет его никогда: какая взаимовыручка, какое человеческое
тепло. Я привезла это тепло домой, во Владимир. Привезла мужа -
полярного летчика, сына-вертолетчика. А младший, Сергей, со мной
работает: кончил два института, бакалавр экономических наук. Ему не
пришлось, как мне, начинать с продавца.
- Сразу вышел в генералы?
- Пока в полковники.
Концепция
коммерсантов Бородиных - щедрость и знания. Именно такой подход к делу
помог им победить и тотальный дефицит, и коммерциализацию торговли.
Нынче "Валентина" - это целая сеть красивых магазинов с массой удобств
и приятных сюрпризов. Человек зашел что-то купить, а ему предлагают и
отдохнуть, и вкусно поесть. Приглашают в самую дешевую в городе
пиццерию или в уютный, всего на пятьдесят мест, кинотеатр со
стереозвуком, с концертами перед сеансом, за символическую плату.
На прощание Валентина Дмитриевна вновь возвращается к портрету.
-
У меня было немало событий в жизни. А теперь они происходят каждый
день. Но этот портрет для меня - суперсобытие. Никогда не думала, что
он может доставлять столько радости. Взгляну на него, и кажется, что я
уже живу для потомков. Нам, конечно, еще далеко до знаменитых русских
купцов - Морозовых, Мамонтовых, Рябушинских... Но с этим портретом во
Владимир явилась династия Бородиных. Хочу заказать Валентину семейную
галерею: портреты мужа, детей, внуков. Эпилог
Мы
встретились и простились в Георгиевской церкви на концерте
владимирского камерного хора, дававшего в этот вечер "Литургию"
Рахманинова. Я сидел среди сестер и дульсиней бывшего поручика. Сам же
Валентин явился со своей подругой жизни - медсестрой Натальей Язвицкой.
Впрочем, и здесь все началось с портрета.
- С тех пор, как я пишу
наших сударынь, - говорил Валентин, нежно обнимая за плечи свою Наташу,
- ко мне, выражаясь словами Пушкина, вновь вернулись "и божество, и
вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь". И знаешь, что я понял? Как
древние атланты держали небо на могучих плечах, так на хрупких своих
плечиках держат наш Владимир владимирки.