Эта
дата не отмечена красной строкой в анналах своего времени. Однако
является своеобразной вехой в истории искусства Северного Возрождения.
В 1509 году 37-летний немецкий мастер Лукас Кранах впервые в живописи
Германии дерзнул изобразить обнаженную богиню любви Венеру. До этого
он, как и другие его собратья по кисти, писал только строгие библейские
сюжеты для церковных алтарей и заказные портреты для знати.
И вдруг!..В
знаменательный 1509 год Лукас Кранах дополнил свою, до этого
преимущественно мужественную галерею портретов мыслителей-гуманистов и
неустрашимых воителей-рыцарей эротическим портретом "Любезной Анны",
вызвавшим целую бурю игривых комментариев в стихах и прозе среди его
просвещенных друзей. Этот, весьма скандальный для своего времени,
женский портрет кисти Кранаха не дошел до нас. Зато в петербургский
Эрмитаж попала та самая, первая германская "Венера", чья смугло-бледная
нагота, по замечанию одного исследователя, отмечена "целомудрием
нераспустившегося цветка". От неотразимого его обаяния остерегает
латинская надпись - тут же на картине: "Всеми силами гони
сладострастие. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". При этом
ленточки прозрачных тканей, призванные играть роль фиговых листиков,
почему-то обретают у "Венеры" значение прямо противоположное -
привлекают особое внимание к тому, что полагалось скрывать.
А затем
дошло до того, что однажды мастер, как бы между прочим, набросал "Суд
Париса" - на обороте своего же рисунка с Христовым Распятием. Сцена
соблазна впрямую пересеклась с трагизмом Голгофы. Так или иначе, но
именно с легкой руки Лукаса Кранаха в немецкую живопись активно
ворвались мифологические темы, а с ними и вольные языческие
пристрастия. Не в пример своему современнику, принципиальному реалисту
Дюреру Кранах всегда тяготел к сказочным мотивам.
Немудрено, что и
восхождение Лукаса Кранаха Старшего к вожделенным вершинам богатства и
славы совершилось словно в сказке. Прибыв в 1504 году невесть откуда в
просвещенный университетский город Виттенберг, безродный живописец
очень скоро получил от правящего курфюрста Фридриха Мудрого право на
дворянскую грамоту с собственным гербом в виде крылатого дракона.
Проницательный
государь сразу угадал необыкновенный талант новоявленного придворного.
И не только в художестве. В 1508 году весьма скорый на мысль художник
послан с дипломатической миссией к императору "Священной Римской
империи" Максимилиану I, двор которого в это время обитал в
Нидерландах. После чего в Антверпене всем показывали портрет
императора, исполненный Кранахом на стене полюбившегося ему трактира.
Как
истинный универсал эпохи Возрождения, Лукас явил себя мастером на все
руки. Помимо живописи и отличных гравюр, он поставляет отменные образцы
всяческого дизайна - эскизы для декоративных тканей, гобеленов,
росписей домов. Сам рисует, режет и лепит модели из дерева и глины для
надгробий, церковной утвари и светских безделок, придворных костюмов и
ювелирных украшений.
Затем следуют выгодная женитьба Кранаха на
дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строительство большого
собственного дома. Вскоре художник числится в Виттенберге владельцем
уже двух домов, сдает их в аренду
книжному магазину, винной лавке, аптеке... А в 1515 году явился на свет
Лукас Кранах Младший. Говорят, что на детях "природа отдыхает". Однако
сын унаследовал от отца и творческий дар, и деловую хватку, и неплохой
капитал, и почетные должности. Ведь к этому времени Лукас Старший
побывал уже в членах городского совета, трижды в разное время исправлял
должность казначея, а однажды был избран и бургомистром.
В двадцатых
годах Кранах является самым состоятельным горожанином после канцлера
двора Брюна. И может позволить себе роскошь принимать, а при
необходимости и скрывать в обширных своих владениях всяких европейских
знаменитостей. Одним из таких его гостей стал скандальный религиозный
реформатор Мартин Лютер, которого щедрый хозяин увековечил в самых
разнообразных портретах.
В тысячах гравированных отпечатках эти
портреты расходятся в народе, оповещая всех и вся, что гонимый
праведник живет и действует. Кранах был доволен: его выразительные
"агитки" совмещали самую животрепещущую актуальность с коммерческой
основательностью. Художник сам финансирует и издает в собственной
типографии со своими иллюстрациями знаменитое "Сентябрьское Евангелие"
Лютера, прогремевшее на всю Германию.
Когда же Лютер знакомит
Кранаха со своим семейством, то все внимание живописца переходит на
жену реформатора - Катарину фон Бора. Красотой она не блещет. Зато
буквально захватывает властной силой, диковатым и терпким очарованием
женственности.
Впрочем, скоро он "изменит" Катарине с настоящей
красавицей - Сибиллой Клевской, невестой молодого курфюрста Иоганна
Фридриха. Облаченная в тяжелую царственную парчу, золотоволосая хрупкая
девушка-подросток представлена Кранахом воистину сказочной принцессой.
Своей кошачьей грацией и трепетной юной свежестью она затмевает хищную
и в чем-то обыденную подругу Лютера. Высокий лоб и высокие скулы,
капризный носик, по-русалочьи загадочные раскосые светлые глаза -
именно этот образ впоследствии с полным правом назовут кранаховским
"женским типом". С появлением в живописи Лукаса Кранаха Старшего юной
Сибиллы Клевской его сказочная Венера обретает абсолютно конкретное
лицо.
Очарованный тонкой артистической игрой живописца счастливый
жених, а затем и муж - Иоганн Фридрих, мечтательный увалень и
меланхолик, охотно берет на себя в красочных спектаклях кранахских
картин отрицательную роль библейского злодея Олоферна, плененного и
казненного прекрасной Юдифью. И вот голова Иоганна лежит у ног его
любимой Сибиллы, как бы говоря о том, как сладостно быть обезглавленным
столь нежной бархатной ручкой. Но есть и другие варианты: порой Сибилла
предстает в роли Саломеи.
Однако ничто не вечно под луной. Осенью
1546 года придворный живописец Лукас Кранах Старший в последний раз
получил придворное жалование
- и полную свободу. Да ведь и некому стало служить: в войне немецких
князей потерпел сокрушительное поражение его "Олоферн" и господин.
Иоганн Фридрих едва избежал смертной казни и навсегда лишился своего
курфюршества вместе с благословенным Виттенбергом. Поувядшая, хотя все
еще миловидная, любимая супруга Сибилла сопровождала постаревшего и
погрузневшего изгнанника в ссылку. А вскоре и благодарный художник -
усталый свидетель и художественный летописец взлетов и падений
царственной четы - последует за своим пленным государем, чтобы кончить
жизнь в чуждом ему, Лукасу Кранаху Старшему, городе Веймаре.
Но
перед тем как навсегда покинуть давший ему столько счастья и творческой
силы Виттенберг, мастер создает своего рода поэму любимому городу.
Глубокий старик пишет картину "Источник юности", излучающую светлую и
звонкую радость. Вопреки всякой жизненной логике, но в полном согласии
с мудростью сказок, композиция этой картины развивается от конца к
началу - от старости к молодости. Издалека видны бесплодные скалы,
откуда ведут и везут расслабленных дряхлых старушек. С трудом добираясь
до великолепного бассейна, убогие жертвы старости не слишком охотно
погружаются в целебную воду. Но с приближением к центру этого
чудо-озера изможденные купальщицы начинают волшебно меняться. На самой
его середине победно вздымаются над головой полегчавшие руки. И, вновь
юные, женщины по-ребячьи резвятся и плещутся в озере молодости.
Всю
свою жизнь Лукас Кранах Старший трунил над извечной женской мечтой о
бесконечной молодости. И вот принимает эту невинную слабость как
собственную, ибо в момент создания брызжущей жизнью, прозрачной водой и
солнечным светом картины художнику уже далеко за семьдесят.
Женщины,
которым он щедро дарит вторую молодость, резво выпрыгивают на цветущий
берег, осененный плодоносными деревьями. Ох, уж эти загадочные рощи и
дебри Кранаха! Когда-то, будучи в Нидерландах, он познакомился с самым
мистическим художником Европы - Иеронимом Босхом - и примкнул к его
таинственной секте "Садовых братьев", исповедовавших полную свободу в
любви, мечтавших о возвращении на землю легендарного Золотого века.
"Источник
юности" - поистине достойный финал великого живописца. Ибо в этой
картине таится та неистовая жизненная сила, с какой художник всегда шел
дорогой Невозможного.
Безупречными классическими красавицами
Леонардо, Рафаэля, Джорджоне мы можем только смиренно восхищаться
издали, со стороны, как недосягаемыми божественными образами. Тогда как
в причудницах Лукаса Кранаха, в этих раскосых и длинноногих вечных
подростках, мы как бы узнаем наших непредсказуемых сестер и
современниц. Это щемящее задушевное родство делает близкой нашему веку
и душу их создателя.