Семь свечей
Да,
это была судьба. Избрав Василия Сурикова историческим живописцем, она
дала ему возможность родиться в тех краях и чеканить дух среди таких
людей, которые почти не изменились с допетровских и петровских времен.
Обстоятельства рождения, детства, отрочества и юности поставили
Сурикова в обстановку исключительную: явившись на свет в самой середине
ХIХ века, он оказался очевидцем событий, давших ему ключ к семи
знаменитым картинам, которые потрясли мир.09.В
течение трех столетий род Суриковых участвовал во всех походах,
подвигах и бунтах Донского и Сибирского казачества. Дед Василия был
атаманом Енисейского казачьего полка, воевавшего "собрание русских
земель" со времен Ермака и, конечно, игравшего заметную роль в
Красноярском бунте - мощном отголоске московских стрелецких мятежей.
Отец дослужился лишь до сотника, ибо умер совсем молодым.
Красноярск,
в котором жила семья Суриковых, мало чем отличался от Красноярска
давних казацких бунтов. Обычаи, традиции, характеры - все то же: на
свадьбах и похоронах - старинные ритуалы, вокруг староверы, на берегу
Енисея - языческие игры. "Помню, как "городок" брали, - рассказывал
Суриков. - Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом
в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны
народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый
сквозь снег прорвется..." Мать Сурикова была из торговых казаков -
Торгошиных. На всю жизнь запомнил он ее бывший девичий дом, где самый
воздух казался старинным, древние иконы, костюмы.
Вася Суриков
прошел "огонь, воду и медные трубы" лихого сибирского мальчишества: с
пяти лет ездил верхом, с семи уже охотился, участвовал в опаснейших
забавах. "На Каче - она под Красноярском с Енисеем сливается - с
семиметровой плотины вниз по водопаду ныряли. Нырнешь, а тебя вместе с
пеной до дна несет - все бело в глазах..."
Cуровы и жестоки были
нравы семнадцатого века в Сибири девятнадцатого. Именно здесь Суриков
впервые увидел средневековую русскую казнь. "Бывало, идем из училища, а
вокруг кричат: "Везут!" Мы на площадь бежим. Палачей любили, по именам
знали. Рубахи у них красные, перед толпой похаживают, плечами
поигрывают. Черный эшафот - красная рубаха: красота!"
Но пришел
день, когда Вася Суриков содрогнулся. До глубины души потрясла,
казалось бы, простая деталь: на площадь казни привезли в телеге
молодого парня в белой рубахе, на фоне которой горела свеча, которую
он, как покойник, держал на груди. Так и нес Суриков с собой этот образ
до самого своего "Утра".
Его вело Провидение. "В шесть лет я Петра
Великого с черной гравюры рисовал. А краски от себя: мундир синькой, а
отвороты брусникой".
Судьба вела Сурикова сквозь невозможные
преграды - семейную бедность и дикую провинцию, где само слово
"художник" воспринималось как "худо"; сквозь кругосветные расстояния,
отделявшие Красноярск от российских столиц. Судьба вела. Иначе как
понять, откуда взялся, к примеру, в уездном училище петербургский
художник Гребнев: страстно увлекшись талантливым мальчишкой, он отдал
ему то, что умел. "Чуть не плакал надо мной, - вспоминал Суриков. - О
Брюллове рассказывал. Об Айвазовском: как тот воду пишет, как формы
облаков знает". Гребнев брал Васю на натуру, приносил прекрасные
гравюры - "Благовещение" Боровиковского, "Ангел молитвы" Неффа, рисунки
Рафаэля и Тициана, чтобы с оригинала рисовал. Та же судьба
распорядилась, чтобы эти рисунки дошли до красноярского губернатора
Замятина и енисейского золотопромышленника Кузнецова. Первый послал
суриковские опусы в петербургскую Академию художеств. Второй отправил
Василия Сурикова со своим рыбным обозом в Петербург, назначив ему
стипендию на все время академического учения. "До самого Нижнего на
лошадях ехали, пять тысяч верст, - писал матери и брату. - Оттуда по
железной дороге. В Москве я только один день провел. Соборы меня
поразили..."
На Красной площади перед собором Василия Блаженного ему
вдруг почудилось, что когда-то он уже был здесь. Каким-то смутным
зрением увидел огромную толпу, людей на телегах с горящими свечами,
страшное лицо Петра...
Спустя семь лет, закончив петербургскую
Академию художеств, Василий Суриков вновь приедет в Москву, чтобы
написать четыре Вселенских собора для храма Христа Спасителя. И
останется в Москве навсегда. Здесь он будет творить свою историю. Здесь
зажжет семь ярких свечей - семь своих исторических картин. Его свечи
будут гореть утром, днем, вечером, ночью.
Утро
10
октября 1698 года секретарь итальянского посольства Корб - свидетель
стрелецкой казни, писал в своем дневнике: "На московитских тележках
привезли сто осужденных. Каждый держал в руках зажженную свечу, чтобы
не умереть без света и Креста..."
Вглядимся же в "Утро стрелецкой
казни", и прежде всего в те семь свечей, которые символизируют жизнь и
смерть. Свечи, горящие при дневном свете, сердце великой картины: таков
был русский погребальный ритуал. Стрельцы Сурикова еще живы, но как бы
уже умерли - символ таинства предсмертного соборования, которого царь
Петр лишил осужденных, прогнав патриарха Адриана, когда тот в утро
казни с иконой Богородицы явился в Преображенское.
В этой картине,
реалистичной каждой своей деталью, поражает органичная связь реализма с
символикой. Семь смертных свечей - как семь глав собора Василия
Блаженного, свидетеля страшной казни. Да ведь и тему смерти Суриков
дает без всякого натурализма - образами двух, уже погасших свечей: одну
из них в отчаянии прижимает к себе старуха - сына больше нет... И ярко
горит центральная свеча Рыжего стрельца, гневный взгляд которого -
через всю огромную картину! - как молния, бьет в перекошенное злобой
лицо Петра. "На кладбище я его увидел, - рассказывал художник. -
Могильщик он был. Я ему: "Поедем ко мне, я тебя писать хочу". А
товарищи его смеются. Насилу уговорил. Как позировал, так все
спрашивал: "Что мне, голову рубить будут?" "Будут, - отвечаю. - Только
не на моей картине".
Божественный гений живописца подсказал
исключительно точное художественное решение: в "Утре стрелецкой казни"
нет ни одного казненного!
Репин, заехав к Сурикову взглянуть на
почти законченную картину, удивленно спросил: "Что же это у вас -
никого так и не казнили? Вы бы хоть там, на виселице, кого-нибудь
"повесили" бы, что ли..."
Художник для пробы мелом пририсовал фигуру
повешенного. В тот же день явился Третьяков. Увидел репинскую
"подсказку", чуть не закричал: "Вы что, всю картину испортить хотите?"
1
марта 1881 года московские газеты сообщали: "Явление на IХ передвижной
выставке "Казни стрельцов" было ошеломляющим". Картину приобрел для
своей галереи Павел Михайлович Третьяков. День
Свою
первую историческую картину Суриков закончил в возрасте Христа. За
прошедшие три года жизнь его решительно изменилась: женился на
прелестной и горячо любимой Елизавете Шаре; одну за другой Лиза родила
ему двух дочек - Олю и Лену; получив за картину от Третьякова огромную
по тем временам сумму - десять тысяч серебром, стал независим.
Грандиозный
успех "Стрельцов" рождал новые замыслы: уже задумана была "Боярыня
Морозова", уже появились этюды (так и неосуществленной) "Ксении
Годуновой". Но, как ураган, налетел вдруг "Меншиков". "Летом 1881-го
жил я с женой и детьми в деревенской избушке нищенской. Тесно и темно.
И все лето дождь. И почему-то все время думалось: кто же это вот в
низкой избе сидел?.."
Казалось бы, при чем тут Александр Меншиков? В
истории России были десятки царских фаворитов, не только сосланных, но
и убиенных. Но... Меншиков был сослан в Сибирь, в глухое Березово, на
Сосьву (приток Оби), от которой до суриковского Енисея рукой подать.
Давно
уже замечено, что все герои Сурикова - как братья и сестры: и бунтующие
стрельцы, и несгибаемая Морозова, и лихие атаманы Ермак и Стенька. Их
роднит то, что все они, так или иначе, обречены. Что касается
Меншикова, то с этим человеком, обреченным, как в страшной сказке, из
блистательного дворца "перелететь" в темную низкую избу, Суриков
странным образом ассоциирует свою внезапную громкую славу и, пусть
временную, жизнь - не в темнице, но в пространстве, где художнику тесно
и скучно, а день тянется долго. И еще одна, главная параллель: в этой
картине обречен не столько бывший властелин, сколько его ни в чем не
повинная семья. У Сурикова же именно в это время тяжело заболевает,
постепенно угасая, жена. И как безжалостен гений, заставляющий
живописца без конца писать свою бедную Лизу в образе опечаленной
"царской невесты", сидящей рядом с отцом на полу, прижавшись ему под
руку. С этих рисунков и этюдов глядит на нас то лицо Золушки, то
Аленушки, то Неточки Незвановой... Потрясенный надрывом собственной
жизни, Суриков создал образ женщины, трагедия которой куда выше драмы
человека, низвергнутого с пьедестала. Вечер
"...
А то раз ворону на снегу увидал. Сидит, крыло отставила, черным пятном
на белом. Эту ворону я много лет забыть не мог. Закроешь глаза - ворона
на снегу. Потом "Боярыню Морозову" написал".
"Стрельцы" родились от
свечи, горящей днем в руке осужденного, "Меншиков" - от низкой избы, в
которой Сурикову тесно и темно, и кто-то безвинно гибнет рядом.
"Морозова"...
Черная ворона на студеном снегу преследует его с
юности. Первые эскизы грандиозной картины являются еще до "Меншикова" -
мглистый март, далекая кремлевская стена, разноликая толпа... Но сама
"Боярыня" пока еще только черное пятно - без лица и двуперстия,
устремленного в небеса.
Лицо "Морозовой" возникало чрезвычайно
трудно. Суриков искал его без конца, находил, писал. Сначала, по
памяти, написал он тетку свою Анастасию Торгошину, в доме которой
встречал всяких странников и богомолок. Потом несколько лет хаживал в
подмосковное Преображенское, к староверам, где его еще со "Стрельцов"
знали.
Однако и эти лица были те - и не те. Одно за другим вставлял
их в почти готовую картину - и все они уступали живой яростной толпе.
И
вновь судьба дала ему шанс. Неожиданно в Преображенское заехала
староверка-начетчица с Урала, некая Анастасия. "Я ее тут же, в садике,
написал в два часа. И как вставил в картину - она всех победила, -
вспоминает Суриков. - "Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны.
Кидаешься ты на врагов, как лев". Это протопоп Аввакум сказал про
Морозову".
Но тут перед картиной встала другая проблема: как
передать движение, уходящее в глубину, дать ощущение, что Морозову
"везут"?.. В поисках этой глубины, этого движения художник трижды
пришивал холст к холсту. "Не идет лошадь, да и только!" - горько
жаловался Третьякову, который с нетерпением ждал и эту картину.
Наконец, прибавил еще один кусок холста в длину - и лошадь пошла.
Розвальни Морозовой буквально врезались в толпу, оставляя за собой две
вспененные борозды, превращая равнодушное любопытство и глумливый смех
в волны потрясенного чувства.
Выставленная в феврале 1887 года,
"Боярыня Морозова" стала вершиной живописца, самой яркой его свечой.
После этого суриковские "свечи" горят все тише и тише. Через год после
"Морозовой" от давнего порока сердца и скоропостижной чахотки умирает
жена Лиза. Удар оказался настолько сильным, что потряс все его
существо. Несколько месяцев, оцепенев, он не пишет ничего, никуда не
выходит, думая о том, что именно за страдания Лизы Господь "подарил"
ему и "Стрельцов", и "Меншикова", и "Морозову". И, как бы стремясь
освободиться от этого наваждения, вдруг пишет "Исцеление
слепорожденного", где создает образ Христа Спасителя. Эта картина стала
чисто личной, написанной для собственного исцеления. И он действительно
исцелился - стал "зрячим". Но отныне ему придется все видеть самому,
ибо с этих пор Провидение оставило его. Ночь
Написав
"Исцеление", Суриков впервые после многих бессонных ночей заснул
глубоким здоровым сном. Снилось ему далекое сибирское детство: как
летом носился по енисейским стремнинам, а зимой брал "снежные городки".
И, проходя на черном коне сквозь снежную стену, всем сердцем, каждой
клеточкой тела ощущал бешеную радость.
С этим новым чувством и
отправился в Красноярск - к матери, брату. К вольным казакам. И к своей
четвертой свече - "Взятию снежного городка". Эта единственная радостная
картина художника символизировала его возвращение к своим истокам.
Хлебнув сибирской силы и свежести, он снова становится казаком. И тогда
появляется "Ермак".
Верный своему методу, Суриков ищет материал там,
где он только и может быть: в 1891-м изъездил всю Сибирь; в 1892-м
рванул на Дон, откуда когда-то пришел Ермак; в 1893-м забирается на
самый север Сибири - рисовать остяков; в 1894-м плывет по Иртышу в
Тобольск... Этюдный материал, собранный им за эти годы, поистине
громаден. И хотя "Покорение Сибири Ермаком" уже не прозрение
художника-ясновидца, картина являет собой мощный историко-живописный
пласт.
Впрочем... Это и прощание с сибирским казачеством. Ибо в дни,
когда Суриков выставил в Москве "Ермака", умерла мать живописца - его
первая и вечная любовь. Смерть матери как бы срезала в тайниках
суриковского творчества корень, связывающий художника со своим родом.
Все, что он еще напишет, будет уже вне памяти крови и рода. Последующие
"Суворов" и "Стенька" - картины, сделанные исключительно мастерством.
Незадолго
до смерти Суриков так определит свое творчество: "Стрельцов",
"Меншикова" и "Морозову" - не мог не написать; "Снежный городок" и
"Ермака" смог написать; "Суворова" мог не писать; "Стеньку" так и не
смог..." И это правда.
Двенадцать лет искал художник среди казаков
"голову" Разина, да так и выставил картину, по собственному признанию,
- "без того Стеньки". И только в 1910-м, когда картина была уже
продана, Провидение вновь, на мгновение, коснулось Сурикова своим
крылом - вывело его на подлинный персонаж. Этот замечательный этюд,
сделанный тушью, висел на недавней юбилейной выставке в Третьяковке.
Вроде бы тот же Разин, что и на картине. И... Совсем другой. А всего-то
несколько гениальных штрихов: глаза выпуклее, веки тяжелее, рот грубее,
напряженнее мускулы щек...
Отчего же гаснет звучный и мощный голос
живописца - голос, который в первой своей, трагической, трилогии потряс
всю Россию? Думается, это началось после смерти жены. При ее жизни и по
мере ее угасания художник поднимал значение женщины и женского мира в
каждой своей работе. В "Стрельцах" женщина Сурикова еще второстепенна.
В "Меншикове" - вырастает до уровня главного героя. А нестерпимое
сияние лика Морозовой пронизывает уже всю картину и всякого, кто видит
ее.
Лишившись постоянного присутствия родной женской души, художник
пишет только героические картины. Он входит в мужскую стихию, играет
удальством живущего в нем казака. Но... Эта "мужская игра" не орошается
влажной женской стихией - и свечи Сурикова стали гаснуть. Лишь перед
самой смертью он как бы опомнился. В последней своей картине "Посещение
царевной женского монастыря" нет ни одного мужского лица!
Поздно...Эпилог
"Среднего
роста, широкоплечий, с густой шапкой русых, с проседью, в скобку
подстриженных волос" - таким увидел Василия Ивановича Сурикова в январе
1913 года известный поэт, художник и критик Максимилиан Волошин.
"Скован он был крепко - по-северному, по-казацки. Лицо само разлагалось
на широкие, четкие, хорошо определенные планы. Морщины глубокие,
резкие, но не слишком заметные на плотной, свежей, сибирскими морозами
дубленой коже..."
К героям своих картин Суриков относился совершенно
как к живым. Про страшного своего Петра из "Стрельцов" нежно говорил:
"Люблю Петруху!" В другой раз просто огорошивал: "А Иоанна-то Грозного
я раз видел - настоящего, в Москве, на Зубовском бульваре". Про старых
мастеров, вещи которых повидал в поездках по Италии и Испании,
рассказывал с упоением: "Видели черно-малиновые мантии у Тинторетто?
Кисть у него так и свистит!"
Да и сам Суриков как художник ни на
кого в мире не был похож. Замечательно сказал о нем тот же Волошин:
"Шел он своей "волчьей" тропой и охотился в одиночку".
6 марта 1916 года кончилась эта большая суриковская "охота".
У гроба художника горели семь свечей.