Что скажет Сократ?

Это произошло две тысячи четыреста лет тому назад - во времена очень непохожие, но чем-то и похожие на наши...Представьте на минуту, что вы находитесь в древних белокаменных Афинах. На улицах и площадях великого города кипит жизнь: туда-сюда снуют прохожие, вовсю идет торговля в розницу и оптом, зычными голосами зазывают к себе людей медники, кожевенники, менялы, ювелиры, врачеватели... Впрочем, подобные картины можно наблюдать и в некоторых современных городах. Но вот чтобы прямо на улице торговали мудростью - такого сегодня уже не увидишь. А в древних Афинах это было обычным делом. Рядом, к примеру, с торговцем рыбой или уличным брадобреем мог стоять человек, готовый за деньги дать вам совет на все случаи жизни, ответить на все ваши вопросы и даже, если попросите, доказать, что черное - это белое, и наоборот. Таких умственных ловкачей в Афинах называли софистами. К ним вроде бы относится и герой нашего рассказа Сократ, коренастый грек невысокого роста с некрасивым, как у фавна, задранным кверху носом. Он тоже рассуждает на философские темы и дает мудрые советы прямо под открытым небом. Но, как мы убедимся ниже, между ним и софистами - большая разница...
Сын афинского каменотеса, он не пойдет по стопам отца, хотя, говорят, неплохо владел его ремеслом. Нет, Сократом смолоду владеет, как сказал поэт, одна, но пламенная страсть: он ищет истину и правду на земле! Хотелось бы сказать, что так же упорно он добывает для себя и своей семьи и хлеб, но это было бы большой неправдой - Сократ беден. Он, что же, ленив и недалек? Как бы не так! Сократ, утверждает молва, самим дельфийским оракулом признан мудрейшим человеком всей Эллады! И только на этом основании он может за свои мысли и советы заламывать самую высокую цену и стать, как некоторые софисты, богачем. Но он, в отличие от своих коллег, не берет с людей ни гроша. Лишь иногда, приглашенный каким-нибудь радушным человеком в дом, съест тарелку супа, да и за нее сполна расплатится перлами своей мудрости и искрометного остроумия.
Афиняне, особенно простые и бедные, любят Сократа, и не только за его бескорыстие и доброту. Они гордятся им как одним из самых образованных людей страны: кажется, нет ничего такого, чего бы он не знал. (Хотя не кому иному, как именно Сократу принадлежат знаменитые слова: "Я знаю только то, что я ничего не знаю". Но их мог сказать лишь тот, кому чуждо верхоглядство и тупая уверенность в своей всегдашней правоте). Перед ним, бродячим философом, одетым в выгоревший на солнце плащ, обутым в растоптанные сандалии, образно говоря, снимают шляпы и самые влиятельные люди Афин. А некоторые из них (к примеру, молодой аристократ Платон, будущий великий историк Ксенофонт и др.) становятся его учениками, сопровождают философа по городу и прямо на ходу записывают его мысли. Но с них за свои уроки Сократ тоже ничего не берет!.. Однако есть в Афинах место, где его принимают, мягко говоря, плохо. Это - его собственный дом. Когда он, усталый и голодный, возвращается с работы (за которую ничего не получает!), жена Ксантиппа осыпает его бранью как последнего неудачника. Случается, что со зла плеснет ему помоями в лицо. А Сократ лишь утрется и даже не спросит, за что. Он знает, что в доме - шаром покати. И на следущий день возьмет кирку, молотки и пойдет в каменоломни - чтобы заработать какие-то деньги...
И все же, что мешает самому мудрому эллину жить, подобно многим софистам, припеваючи? Да то и мешает: все та же одна, но пламенная страсть! Сократ убежден, что мудрость и корысть несовместимы, что сребролюбивый человек никогда не станет истинным философом. "Всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, - скажет он своим ученикам, - представляется плутовством, а не мудростью". (Самый талантливый его ученик Платон, развивая эту мысль Сократа, впоследствии напишет: "Когда ты говоришь неправильно, это не только скверно само по себе, но и вредит твоей душе"). По тем временам подобный взгляд на философию был настоящей революцией. До Сократа люди (и прежде всего - софисты) считали, что знания и нравственность никак не связаны между собой. И вот почему одни из них с удивлением и восторгом внимали рассуждениям Сократа на эту тему, а другие - с затаенной враждой и даже ненавистью.
Но откуда мы обо всем этом знаем? Ведь бродячий философ Сократ после себя не оставит никаких научных трудов. О философских воззрениях нашего героя потомки узнают лишь в пересказе его учеников. А сам он был начисто лишен авторского тщеславия. Сократ считал, что все мысли, высказываемые им, принадлежат не только ему и даже не столько ему, сколько тем людям, с которыми он, бродя по городу, вступал в разговоры: морякам, воинам, рыбакам, ремесленникам, чиновникам, подметальщикам улиц и т.д. Все, кто близко знал его, отмечали, что великий мудрец больше слушал, чем говорил. А если говорил, то, казалось, не придавал своим словам никакого значения: беспрестанно шутил, подтрунивал над собой. Но тотчас весь преображался, когда начинали говорить его собеседники! Для Сократа любой человек, кем бы он ни был, это целый мир, таящий в себе бездну светлых откровений. Уважительный равноправный диалог, коллективный поиск истины (сегодня это называют "мозговой атакой") - еще одно великое открытие бродячего философа...
***
Дожив до семидесяти лет, Сократ, казалось, мог бы сказать себе, что все отдал, всем пожертвовал ради истины - не пора ли ему самому пожить в свое удовольствие? Но судьба уготовит ему еще одно испытание на прочность. Выдержав его достойно, он в который раз докажет, что правда ему дороже всего на свете.
Говорят, что на всякого мудреца довольно простоты. В случае с Сократом эта поговорка звучит примерно так: на всякого мудреца довольно подлеца. Бездарный афинский поэт Мелет (есть подозрение, что с прямой подачи софистов, ненавидевших Сократа) напишет жалобу на старого философа. Дескать, своими заумными речами он развращает умы молодежи, а многие свои мысли приписывает некоему "даймону" (сегодня бы сказали - внутреннему голосу). К стихоплету-доносчику присоединится также несколько состоятельных афинян, возмущенных тем, что Сократ прилюдно осмеивает стремление людей к деньгам и почестям.
Суд - таков закон афинской демократии - принимает жалобу к рассмотрению и обязывает Сократа сесть на скамью подсудимых. А наш герой? Преклонных лет человек, один из самых прославленных эллинов, он может пренебречь явкой в суд, и афинские власти, не навлекая на себя позора, вряд ли бы принудили его к этому силой. (Один из жалобщиков, двуличный кожевник Анит, даже втихую советует Сократу на время покинуть Афины!). Нет, философ считает, что суд над ним - еще одна возможность поговорить с людьми (кем бы - пусть даже доносчиками - они ни были!) о смысле и главных ценностях жизни (Сократ, Сократ...). И когда один из лучших ораторов того времени Лисий предложит задаром написать для него защитительную речь, Сократ откажется. Он сам все объяснит судьям, они же умные люди, поймут, что он ни в чем не виноват...
После того как все клеветники, выговорившись, потребуют предать Сократа смерти, слово предоставят ему. Идя к трибуне, старый философ с огорчением заметит, что на ней установлена клепсида - водяные, наподобие песочных, часы. Это значит, что он, терпеливо выслушивавший вздор и напраслину в свой адрес в течение многих дней, резко ограничен во времени. Друзья и ученики философа, присутствующие в зале, криками выражают свое возмущение этой несправедливостью. Но Сократ жестом руки успокаивает их и начинает речь такими словами:
- Афиняне! Даже если бы вы сейчас отпустили меня, но с условием, чтобы я оставил философию, я бы вам ответил: "Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать, убеждать каждого из вас, говоря то же самое, что всегда говорю: "Ты лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин великого города, но не стыдно ли тебе о деньгах заботиться больше, чем о разуме и душе?.."
Слова Сократа приводят судей и свидетелей обвинения в ярость. Что несет этот старый упрямец?! Ему следует оправдываться, а он - обвиняет!.. Между тем вода в клепсиде стремительно убывает, а Сократ еще не сказал самого главного.
- Не шумите, афиняне! - продолжает он. - Если вы казните меня такого, каков я есть, вы больше навредите себе, чем мне. Ведь я приставлен самим Богом к нашему городу, как к коню большому и благородному, но обленившемуся от тучности и нуждающемуся в том, чтобы его подгонял какой-нибудь овод...
Увы, чем откровеннее Сократ со своими судьями, тем увереннее они становятся в том, что он виноват и достоин казни.
- У меня есть семья, трое детей. Тем не менее я не стану просить вас об оправдании. Ни на войне, ни на суде не следует избегать смерти любыми способами...
Воды в клепсиде больше нет. Сократ вынужденно умолкает. Через некоторое время судьи и присяжные вынесут смертный приговор. Впрочем, согласно древнему обычаю, философ может предложить суду другую форму наказания. В зале наступит гробовая тишина. И что же скажет Сократ? Как в былые годы, шутя и подтрунивая над собой, он предложит судьям за все, что сделал для родного города, выдавать ему ежедневно по тарелке бесплатного супа (Сократ, Сократ...). А чтобы все было справедливо, он готов уплатить небольшой штраф.
- Смерть ему, смерть! - восприняв его последние слова как издевательство над ними, закричат судьи и большинством голосов окончательно утвердят смертный приговор...
Еще месяц Сократ проведет в тюрьме. Его будут навещать родные и друзья. (Бедная, несчастная Ксантиппа и здесь, заливаясь слезами, почем зря ругает мужа.) Рассказывают, что тюремщики, потрясенные кроткостью и душевной чистотой философа, предложат ему... устроить побег. Сократ откажется, сказав: "Я знаю, что осужден несправедливо. Но приговор - это закон. Уж лучше претерпеть несправедливость, чем самому поступить несправедливо".
В день казни к нему придет одетый во все черное посланец правосудия. Он извинится, что вместо вести об освобождении принес чашу с ядовитым соком цикуты. "Что ты, что ты! - поспешит успокоить его Сократ. - Ты так обходителен со мной, все бы люди были такими..." И он спокойно, словно сладкий нектар, выпьет преподнесенную ему чашу до дна. ("Но пора мне идти отсюда, - скажет Сократ накануне дня казни. - Мне - чтобы умереть, всем остальным - чтобы жить. А что лучше, никому, кроме Бога, неведомо.) Вскоре яд сделает свое дело: тело старого мудреца начнет наполняться безмерным, запредельным холодом, в котором все застынет - руки, ноги, сердце, мысли, чувства, время... Так отойдет в вечность Сократ - бесстрашный рыцарь истины и правды на земле...
***
Сбудется его предостережение о том, что, казнив его, люди больше навредят самим себе, чем ему. Когда жители Афин узнают, что Сократа, их любимца и гордость, отравили, они придут в великое негодование. В городе начнутся расправы с теми, кто голосовал за смертный приговор: кого-то убьют, кого-то изгонят из Афин. Увы, заодно пострадают и те, кто голосовал против. Зло порождает только зло - еще одна вечная неоспоримая истина, добытая великим Сократом, но уже ценою самой жизни...