"Без кота я сирота"

"У нас умер кот, которого мы, каждый по-своему, очень любили. Он был едва ли не главным членом семьи целых 14 лет. Мы переживаем его уход на пределе нервных возможностей, но опять-таки каждый по-своему. Муж не разрешает даже имени кота произносить, боится расплакаться и потерять свое реноме. У сына вид потухший и даже какой-то затравленный. Он впервые столкнулся со смертью и, может, даже примеривает ее к себе. Я чувствую, что, если взять другого кота, всем станет легче. Однако муж уверяет, что должен непременно пройти год и только тогда можно будет заводить новое животное взамен умершего. Но почему именно год? И как мне в течение столь длинного промежутка времени нормализовать обстановку в семье, где все ощущают себя без кота чуть ли не осиротевшими?"
Елена Викторовна С.,
г. СевастопольВ нашей почте есть письма на скорбную тему, поднятую Еленой Викторовной С. из Севастополя. Читаем их вместе с Галиной Деевой, ветврачом Московского цирка и клиники "Центр", что на Цветном бульваре.
- Откуда взялся срок траура длиною в год? Обусловлено ли это какими-то ветеринарными нормами?
- Думаю, скорее психологическими. Душевно очень тяжело переключиться сразу на другое животное. Чувствуешь себя предателем бывшего друга, да и новому не можешь полностью отдать свое сердце, так как невольно сравниваешь и внешность, и характер, и повадки того и другого питомца, и это сравнение всегда оказывается не в пользу новичка. Но психика у людей разная, поэтому "траурный год" - цифра весьма субъективная. Кому-то, чтобы пережить стресс утраты, столько времени не надо. А кто-то вообще больше никогда не сможет иметь зверей...
Что же до ветеринарных норм, то они есть. Из письма не ясно, от чего умер 14-летний кот. Если в результате инфекционного заболевания, то действительно стоит два-три месяца повременить с очередным "квартирантом". При этом обязательно провести дезинфекцию помещения.
- Прав ли супруг нашей читательницы, пытающийся "замолчать" драматическую ситуацию?
- Знаю по опыту, что человек, особенно впечатлительный, не должен оставаться один на один со своей болью. Если горе переживает вся семья, с ним справиться куда легче. Если семьи нет, надо идти к друзьям и выговариваться. Нет друзей - существуют зооклубы, в которых вас выслушают и обязательно найдут слова утешения. Даже сайт в Интернете создан. Его открыл Юрий Храмов, председатель интернетовского клуба любителей кошек. С ним случилась мистическая история. Когда умерла его кошка, Юрию приснился сон. Та разговаривала с хозяином человеческим голосом и обещала вернуться к нему маленьким узнаваемым котенком. Скоро все так и вышло: Юрий шел по переходу и вдруг видит уменьшенную копию "своей" кошки. Конечно, он взял ее себе. При великом разнообразии кошачьих нравов эта оказалась похожей на свою предшественницу по всем параметрам.
Хотя на самом деле это неправильно - ждать от вновь обретенного друга полной схожести с покинувшим вас зверем. Его нужно полюбить за его индивидуальность.
На Западе есть банк данных, в котором можно заказать себе внешне похожее четвероногое создание. С такими же пятнышками, с такой же длиной шерсти... Но зачем повторять неповторимое?
- К вопросу об аналогии. Вот письмо из Твери от матери близнецов, которая обманом хотела оградить от переживаний неокрепшие детские души и сказала об умершей собаке, что она потерялась. Теперь ее дочки повсюду ищут свою дворняжку. И матери ничего не остается, как, подыгрывая дочерям, отыскивать идентичную замену - собачьего двойника...
- Родительница совершила ошибку. В таких случаях необходимо сказать детям любого возраста горькую правду. Психологи даже не советуют, смягчая ситуацию, объяснять, что Господь Бог забрал животное. Потому что в душе ребенка, не умеющего понять целесообразности такого поступка Всевышнего, может зародиться агрессия против образа Бога. Но и оставлять наследника один на один с бушующими в нем эмоциями, надеясь, что горе само пройдет, тоже не стоит. У сына или дочери может измениться характер, а значит, ухудшиться судьба. Честнее и полезнее вместе научиться переживать утрату. Выплакаться, не скрывая и своих взрослых слез, - такое общее страдание сближает.
Нужно объяснить ребенку, что век животных значительно короче, чем наш, человеческий. В их десяток лет вмещается людской век, потому что они каждый день проживают интенсивнее, для них время течет по-другому, растягивается, уплотняется.
К смерти вообще не надо относиться так трагически, как мы привыкли. Ведь не существует ничего живого, чтобы в конце концов не умерло. И совсем не значит, что животному плохо там, где оно теперь. Да и за него ли мы переживаем? Надо разделить свою скорбь надвое: на эгоистическое чувство "как же я без него" и сострадательное - "каково ему теперь". И с каждой из этих эмоций справляться порознь.
Можно придумать красивый ритуал. Не поминки, ибо это христианский обряд и животным не подходит. Но, например, День памяти друга. Повесить фото в рамочке на стену. И не вспоминать о его последнем моменте, а только о хороших, забавных эпизодах. Выезжать в лес, кормить там птиц, которые, как считают, связаны с душами умерших.